Научные кружки
АнонсыКонкурсы и грантыКонференции вузов
Требуются юристы
|
1 ноября в нашем Юридическом пройдёт день открытых дверей!Мы приглашаем школьников 7-11 классов и их родителей сделать шаг в будущее вместе с ЮИ СФУ! Ролик об ИнститутеВажные объявленияНа сайте Юридического института запущен сервис для студентов "Документы on-line".
Теперь в режиме «on-line» вы можете: заказать справку об обучении, справку-вызов; оформить договор и (или) дополнительное соглашение об изменении стоимости обучения; задать любой интересующий вас вопрос сотрудникам структурных подразделений Института. Контакты сотрудников Юридического института, способных оперативно отвечать на вопросы, касающиеся учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности ЗАКЛЮЧЕНИЕ по вопросам, представленным на обсуждение Научно-консультативного совета при Красноярском краевом суде 17 декабря 2014 г.1. На обсуждение поставлен вопрос о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, если оно совершило недостоверное декларирование вывозимого товара путем внесения недостоверных сведений о товаропроизводителе в графу 31 Таможенной декларации на вывозимые товары, Диспозиция ст. 226.1 УК РФ является бланкетной. Это значит, что для правильного понимания такого признака объективной стороны как «незаконное перемещение через таможенную границу стратегически важных товаров и ресурсов» необходимо обратиться к нормативно-правовым актам административного и таможенного права, которые регулируют отношения по внешнеэкономической деятельности. В п. 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза незаконное перемещение через таможенную границу раскрывается как перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо снедостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение. В ч. 2. ст. 16.2 КоАП РФ (Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) недостоверное декларирование определяется как заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Согласно п. 29 Решения Комиссии Таможенного союза № 257 от 20.05.2010 г. «Об инструкции по заполнению таможенных деклараций», сведения о производителе товара (графа 31 декларации) являются не обязательными для внесения (сведения о производителе вносятся при наличии сведений о нем). Бланкетная конструкция диспозиции ст. 226.1 УК РФ означает, что в результате этого решения Комиссии Таможенного союза заполнение графы 31 Таможенной декларации в части указания в ней недостоверных сведений о товаропроизводителе оказалось исключенным из объективной стороны состава преступления для целей квалификации деяния по ст. 226.1 УК РФ. В том случае, если вследствие изменения бланкетной диспозиции уголовно-правовой нормы из объективной стороны преступления исключается один из альтернативных признаков, происходит частичная декриминализация деяния, в данном случае - в части недостоверного указания в таможенной декларации сведений о товаропроизводителе - для такого преступления как контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов (ст. 226.1 УК РФ). Такая частичная декриминализация признаков объективной стороны данного преступления делает новую редакцию бланкетной диспозиции ст. 226.1 УК РФ более мягкой в форме частичного устранения преступности деяния (по сравнению с ранее действовавшей нормой) и в соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ придает ей обратную силу, то есть распространяет ее действие на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления новой редакции бланкетной диспозиции ст. 226.1 УК РФ в силу. Кроме того, указание неправильных сведений о товаропроизводителе в графе 31 Таможенной декларации в современных условиях, когда даже указание правильных сведений в этом разделе является необязательным, свидетельствует о малозначительности такого деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ), которое перестало представлять общественную опасность, характерную для преступлений.
2. На обсуждение поставлен вопрос о применении обратной силы новой, более мягкой редакции бланкетной диспозиции ст. 226.1 УК РФ в связи с тем, что Постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 г. № 946 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 г. № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашения о Таможенном союзе. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2013 г. № 946 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 30 июля 2012 г. № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном Союзе». В частности, в Правилах распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении лесоматериалов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский Союз был признан утратившим силу п. 4, а в Правилах распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении лесоматериалов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны за исключением Европейского Союза был признан утратившим силу п. 10, в соответствии с которыми лицензии, дающие экспортерам лесоматериалов право на получение льготы по уплате таможенных платежей, выдавались участникам внешнеэкономической деятельности, которые являлись арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имели задолженности по арендным платежам, либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами. Это постановление Правительства РФ вступило в силу с 05.11.2013 г., но до настоящего времени квалифицируются по ст. 226.1 УК РФ действия лиц, до 05.11.2013 г. заявивших с целью снижения ставки вывозной таможенной пошлины недостоверные сведения в декларациях на товары о производителе, и предоставивших в подтверждение заявленных недостоверных сведений документы, полученные как в установленном, так и не в установленном порядке (подложные документы), в частности, лицензии и договоры, подтверждающие производителя товара. При этом товар, фактически направляемый по заявленным сведениям, приобретен не у заявленного в декларациях на товары производителя. Однако теперь, после внесения указанных изменений в Постановление Правительства РФ от 30 июля 2012 г. № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном Союзе» участнику внешнеторговой деятельности выдается лицензия, дающая право на понижение ставки вывозной таможенной пошлины при наличии распределительной квоты, и отменяется необходимость в предоставлении документов, подтверждающих источник приобретения товара у арендатора лесного участка, обладающего правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеющим задолженности по арендным платежам. Из этого следует, что для целей применения ст. 226.1 УК РФ недостоверное декларирование уже не включает в себя действия по заполнению тех граф деклараций, где указываются сведения: о производителе товара - арендаторе лесного участка; о документах, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений лицензии; о льготной ставке вывозной таможенной пошлины, а также предоставление в таможенный орган документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей (лицензии). Бланкетная диспозиция ст. 226.1 УК РФ, состоящая, в том числе, из указанного положения Постановления Правительства РФ от 24 октября 2013 г. № 946, исключает из объективной стороны преступления ряд ранее наказуемых деяний, то есть, является законом, частично устраняющим преступность деяния, и в соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ имеет обратную силу. Новый порядок таможенного декларирования вывоза лесоматериалов для целей квалификации содеянного по ст. 226.1 УК РФ распространяется на действия лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления этого порядка в силу, то есть декриминализирует деяния, выразившиеся в указанных формах недостоверного декларирования: неправильное заполнение тех граф деклараций, где указываются сведения: о производителе товара – арендаторе лесного участка; о документах, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений лицензии; о льготной ставке вывозной таможенной пошлины, а также предоставление в таможенный орган документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей (лицензии). Это значит, что уголовные дела, возбужденные по ст. 226.1 УК РФ в старой редакции бланкетной диспозиции (до 05.11.2013 г.), подлежат прекращению.
Член Научно-консультативного совета А. Н. Тарбагаев
|