banner-150х60_1aa25.jpg

Поступление
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства
Бакалавриат
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии
Стипендии, иные формы материальной поддержки
Стипендиальная комиссия Юридического института
Стоимость обучения
Снижение стоимости
Отделение Сравнительного Правоведения
Конкурс им. Ф. Джессопа
Профессия Юрист
Дневники правовой школы "Профессия "Юрист"
Документы
Магистратура
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Досудебное производство
Публичная власть: правовые основы организации и деятельности
Правосудие по уголовным делам
Корпоративный юрист
Немецкое и российское право
Цифровое право
Антикоррупционная деятельность
Стипендии и премии
Документы
Общие сведения
Расписание
Аспирантура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Выпускники аспирантуры
Стипендии, премии и гранты
Стоимость обучения и способы оплаты
Документы
Специалитет
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Стоимость обучение
Документы
Переход с платного обучения на бесплатное
Дополнительное образование
О центре
Новости
Программы
Диссертационный совет
Диссертанты
Защиты диссертаций
Методические материалы
Методическое обеспечение дисциплин
Электронная библиотека
Правила оформления списка литературы
Юридическая клиника
Новости
Благодарности
О клинике
Отчеты
Документы
Библиотека
Видео ЮК
Графики приема
Маерчака 3, оф. 612
Сурикова 42 (Марковского 35)
Парижской Коммуны, 15
Объявления
Клиника начинает и выигрывает
Уникальные проекты
Студенческая жизнь
Антикоррупционный студенческий клуб
Об АСК СФУ
Положение об антикоррупционном клубе СФУ
Состав АСК
Вступить в АСК СФУ
Структура АСК СФУ
Научное руководство АСК СФУ
Мероприятия
Грантовая деятельность
Победы в конкурсах
Антикоррупционная социальная реклама и пропаганда
Контакты
Профсоюзная организация ЮИ СФУ
Студ. пресс-служба
О нас
Газета "Юристъ"
Центр переводов
Студ. редакция сайта
Международная деятельность и академическая мобильность
Международное сотрудничество
Проекты и программы
Летние правовые школы
Противодействие коррупции
Центр противодействия коррупции СФУ
Антикоррупционный студенческий клуб
Новости и мероприятия
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Часто задаваемые вопросы
Доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация
Центр медиации
О Центре
Медиация
Обучение
Наука
Контакты
Электронная информационно-образовательная среда СФУ (ЭИОС)
Сервис управления аккаутном для доступа к другим сервисам
Мой СФУ
Корпоративная почта для сотрудников
Корпоративная почта для обучающихся
Сервис вебинаров и видеоконференций
Электронные сервисы научной библиотеки
Информационная обучающая система "е-Курсы"
Сервис управления учебным планированием
Документы on-line
Документы для сотрудников
Охрана труда


Размышления о значении и важности образования, а также об одном из путей к образованию и образованности

Введение:

Чаще всего от детей требуют: «Учись хорошо!». Студенты, наверное, не исключение. А если это им по каким-то причинам не удаётся, то к ним применяются разного рода санкции. Почему-то в памяти сразу всплывает персонаж картины Ф. Решетникова «Опять двойка». Да, он виноват. Но в чём?! В том, что на слово не поверил учителю и родителям, что учиться нужно хорошо? Может быть это серьёзное обвинение. Но кто этому парню объяснил, что такое учиться хорошо, и зачем это нужно? В чём смысл зубрежек и заучивания текстов и формул? В получении пятёрки или зачёта автоматом? Но так ли? В этом ли предназначение образовательных институтов?

Иногда, в том числе от недавних учеников… и даже взрослых людей, приходится слышать примерно следующее: «Ну и зачем мне нужна была история? Разве в моей профессиональной деятельности приходится вспоминать о том, когда и по каким причинам произошла раздробленность Киевской Руси? Зачем мне теория государства и права? Разве мне пригодится в работе знание признаков государства и элементов структуры нормы?». Недавно довелось услышать от профессионального юриста удивительное высказывание: «Ну и изучал я криминологию, а сейчас она мне никак не пригождается». А может в этом нет ничего удивительного? Конечно. Не удивительно и то, что они, размышляя таким образом, позволяют себе решать вопросы «нужности»/ненужности тех или иных предметов, ничего в этом (и получается, что и в предмете тоже) не понимая. И, опять же, есть ли в этом их вина? Если речь вести о студентах старших курсов, безусловно. Но, по моему разумению, ещё одной из существенных причин такого рода отношений и высказываний зачастую является отсутствие даже попыток в школах и вузах помочь ученикам открыть эти смыслы, что и приводит, к сожалению к редким, и часто бесперспективным и невежественным дискуссиям о «нужности» в учебной программе тех или иных предметов, о правильности тех или иных форм и методов обучения/образования (обучение и образование не тождественны). Есть в этом вина педагогов. Но самим педагогам удалось обнаружить эти смыслы?!... В результате мы имеем утрату культуры и массовую необразованность, прямо отражающуюся на современном обществе. И поэтому мы ещё далеко не готовы к тому, что С. Гессен называл свободой учения и свободой преподавания.

Одна из недавно начавшихся в клубе Юридической клиники дискуссий со студентами и аспирантами Юридического института СФУ, возникновение которой уже само по себе не может не радовать, очередной раз обозначила эти проблемы. В результате всех, и меня в том числе, завели в тупик несколько кажущихся простыми вопросов: «Что такое образование?», «Зачем оно нужно?», «Каков путь к образованности?». Чуть больше чем через полгода размышлений у меня, кажется, возникло несколько ответов, которые и предлагаю ниже.

Об образовании и образованности

Сколько не пиши на столбах «Не влезай – убьёт!», всегда найдётся тот, кто обязательно залезет, и которого обязательно убьёт. Не помню, кто это сказал, но когда я однажды ехал в поезде в Пермь, смотря в окно обратил внимание, что на самом деле на столбах есть это предупреждение. А на железнодорожных переездах придумали поднимать часть проезжей части так, чтобы уж точно тот самый, который обязательно влезет на столб, не проезжал через переезд, объезжая шлагбаум… . Неужели и без запрещающих знаков не ясно, что залезать на столб не нужно, не нужно пытаться проскочить железнодорожный переезд, если горят красные сигналы светофора, и виден приближающийся поезд? Не нужно потому, что опасно. Можно погубить себя и других. Но ведь лезут же, проскакивают же, погибают, но продолжают… . Ибо каждый уверен, что уж с ним то точно ничего не случится.

Почему же важны образование и образованность? Была уверенность, что нужны они, но было не понятно почему и зачем. Теперь вроде становится понятно. Попытаюсь на данном этапе застывшей дискуссии представить свои мысли по этому поводу.

Принято считать, что наличие аттестата и диплома говорит о наличии образования. Как-то в ходе одного неприятного спора мне пришлось сказать, что не все образованны. На это моя собеседница, почему-то приняв всё на свой счёт, сказала, что у неё тоже есть высшее образование. Она имела в виду наличие у неё диплома. Так вот, я сейчас не про наличие диплома, а про образованность, которая может иметь место и без всяких школ, университетов и дипломов, а с ними может и отсутствовать. Как говорится, «Жизнь была для него университетом».

Образованный – не тот, кто вымучил/купил/украл и т.д. диплом. Может даже оказаться необразованным владелец красного диплома, усердно зубривший тексты все 5 лет, и даже кандидат наук. Необразованным может быть и тот, кто эффектно цитирует классиков философии. Образованный – человек с картиной мира, познавший основные законы природы, владеющий методом исследования. Образованный понимает устройство мира (природы), основные его закономерности, умеет неустанно приумножать своё знание о мире. Образованный знает, что юридический закон – не есть единственный однозначно необходимый инструмент решения социальной проблемы. Для образованного не секрет, что научное исследование предшествует властному решению, но не решение чиновника творит истину. Поэтому образованный может предвидеть последствия, анализировать и минимизировать риски, поэтому он способен принимать адекватные решения. Поэтому образованному не нужно писать «Не влезай – убъёт!». Не нужно потому, что он и сам это знает. Знает и поэтому не полезет. При этом всём образованный понимает, что мир на столько сложен, что неподконтролен полностью человеку и человечеству в целом. Поэтому образованный и в мыслях не допускает, что уж с ним то точно ничего не случится. Не допускает, а поэтому, умея думать, думает, а только потом, умея делать, делает (а может и не делает), чтобы риски были сведены к минимуму, а запланированный адекватный результат достигнут. А если к сложности мира ещё и добавить ограниченность ресурсов и возможностей человечества… . Получается думать нужно ещё больше, значит нужно быть ещё более образованным.

Мой товарищ купил новую спортивную машину и заявил, что теперь он на 100 % контролирует ситуацию на дороге. Я искренне надеюсь, что он тогда шутил, а если нет, то сложность мира им скорей всего не раскрыта полностью. Если так, то есть смысл ему обратиться к культурным текстам, чтобы устранить собственное заблуждение.

О пути к образованию и образованности

Что же делает человека образованным? Проводимое им самостоятельное исследование и познание им законов природы. Что является источником знаний об этих законах? Носители культуры, в том числе, культурные тексты. Оказывается о том, как устроен мир, как устроена природа, какие в этом всём есть закономерности, вроде как говорилось на нелюбимых школьных предметах. Попробуйте назвать хоть один, которые не про мир и природу. Химия? Нет она про это. Физика? Вообще только про это. Математика? Физкультура? Культурология? История? Социология? Обществознание? Биология? Да ладно! Это всё про то же. Оказывается вот для чего всё было. Оказывается то, что есть сейчас в расписании, тоже про это. И это нужно познать, чтобы быть образованным, а в итоге успешным и социально-полезным. Поэтому не нужно спорить про «нужность»/ненужность предметов. Нужно бояться не успеть познать всё. Ведь если Вы будете невежественны, скорей всего Ваши дети, а в результате и это общество, погрязнет в невежестве ещё больше.

Сегодня, наверное большинство студентов, считает, что юристу достаточно знать и уметь толковать закон/кодекс. По крайней мере мне доводилось слышать от студентов такую точку зрения. Представитель уголовно-процессуального крыла профессионального юридического сообщества на мой вопрос однажды ответил, что выпускнику юрфака нужно хорошо знать УПК РФ. Но можно ли вообще быть юристом, то есть знать и уметь толковать закон, будучи необразованым? Да и достаточно ли только этого? Думаю, что нет. В лучшем случае такой человек сможет действовать по шаблону, всю свою карьеру занимаясь составлением заявлений о расторжении брака, бегать по кабинетам чиновников, разнося бумажки и повестки. Ибо юридическое образование К образованию общему, нельзя иметь высшее юридическое образование будучи в целом необразованным.

Можно попробовать разделить образование по уровням. По моему разумению, школа – пространство для освоения общих законов природы и общих ответов на вопрос ПОЧЕМУ это законы, ПОЧЕМУ они такие, что с этим делать в жизни. Университет – научное образование, то есть продолжение освоения законов природы и мира, в том числе метода исследования, а также поиск этим методом глубинных ответов на вопрос ПОЧЕМУ.

При этом акцентируем Ваше внимание, вопрос ПОЧЕМУ – самый главный. Потому что ВСЁ, как на одной из лекции по теории государства сказал профессор Н.Н. Тарасов, имеет своё ПОТОМУ ЧТО. Яблоко, как то заметил Ньютон, падает вниз, а не вверх, а шарик, наполненный воздухом, плавает, но не тонет. И это всё не просто так, а ПОТОМУ ЧТО. Но это яблоко, - скажете Вы, - тут закон ясен. А как быть с областью гуманитарных знаний? Отвечу. В философии есть позиция, в соответствии с которой общество – часть природы, а социальные процессы имеют свои природные закономерности, которые и должны быть усвоены учеником (вот тут и место обществознанию, истории, праву, социологии и много ещё чему…). Следовательно, сказанное актуально и для гуманитарной сферы. И при этом найденный ответ на вопрос ПОЧЕМУ в итоге позволяет усвоить и сам закон, ибо просто знание (обнаружение) закона не даёт этого эффекта, хотя в ряде случаев и вполне достаточно, например, для общей школы. Всё зависит от того, КТО ТЫ, ЗАЧЕМ ТЫ, КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ СТАТЬ.

Что же мы имеем сегодня? А сегодня мы имеем парадигму, в соответствии с которой методика предметов не выстроена в соответствии с необходимостью помочь ученику найти ответ на вопрос почему. Вся или почти вся методика выстроена под влиянием другого вектора, который условно назовём «ЭТО ВОТ ТАК И ВСЁ. ВЫУЧИТЬ, А ЗАВТРА РАССКАЗАТЬ». Конечно в этом есть претензия к некоторым моим коллегам, которая студентами может быть использована как основание для самооправдания и снятия с себя всякой ответственности (раз меня не так учили, то нет во всём и моей вины). Однако на самом деле текущее положение вещей не снимает ответственности и с самих студентов. К сожалению до сих пор среди студентов и их родителей распространено заблуждение, в соответствии с которым в университете учат. Да нет же. В университете не учат, а учатся. Университет для студента – есть ресурс для получения студентом образования. Поэтому, когда родители за двойку своего чада предъявляют претензии университету, это выглядит как минимум смешно. Ведь двойка не за то, что не выучили, а за то, что не выучился. И розги полагаются не университету, а студенту. Отсюда вывод: студент несёт ответственность за получение им высшего образования. И если преподаватель, предъявляя на лекции утверждения под запись, не утруждает себя объяснением их культурных обусловленностей, студенту необходимо задать вопрос «А почему преподаватель считает именно так?». Ведь в первую очередь это нужно понять именно самому студенту.

Вопрос ПОЧЕМУ играет и ещё одну важнейшую роль. Именно он движет нашим образованием и развитием, в том числе, профессионально-юридическим. Не дающий покоя вопрос ПОЧЕМУ заставляет искать ответ на него, в результате чего человек, овладевший методом исследования, становится искателем по жизни, и, следовательно, его развитие и совершенствование происходит всю его жизнь. Зачем это нужно? Разве не достаточно пройденного в школе и университете материала? А Вы посмотрите, какими темпами из года в год увеличивается количество информации. Обратите внимание на то, сколько новых и всё более сложных жизненных и профессиональных задач появляется с каждым годом. Новые научные открытия, новые и изменяющиеся социальные процессы, изменения в позитивном праве и прочее и прочее… . Не так давно некоторые московские профессора считали, что вопросы деятельности Европейского суда по правам человека не актуальны. А что сегодня? Посмотрите количество решений, выносимых этим судом против России. Поэтому, не владея методом самостоятельного исследования имеющегося и нового, довольствуясь только пройденным материалом, Вы рискуете попасть на задворки профессии и жизни, ибо Ваше развитие будет невозможным. И винить в этом можно будет только себя.

Меня иногда спрашивают, как начать развиваться и самообразовываться. К сожалению, спрашивают очень редко. Не потому, что у всех есть ответ на этот вопрос, а скорей потому, что мало кто понимает, зачем это нужно и как нужно это делать. Основываясь на вышесказанном, отвечаю интересующимся. Начните исследование. Возьмите любой сделанный кем-то до Вас вывод в любой интересной Вам области наук и, опираясь на культурные источники, попробуйте для себя ответить на вопрос, почему вывод именно такой. В юридическом институте это можно делать, как минимум, в рамках курсовых и дипломных работ, в рамках реализующихся и планируемых социально-правовых проектов. Скорей всего Вы сами не заметите, как найдёте ответ на вопрос. Возможно Вы вообще придёте к другому выводу. Скорей всего в ходе поиска у Вас возникнет ещё очень много вопросов. Конечно в этом всём хорошо иметь образованного наставника, именно поэтому нужно внимательно относиться к выбору своего научного руководителя. И вот Вы уже образованны, а самое главное, Вы продолжаете. А это значит, что Вы компетентны принимать важные и адекватные, в том числе государственные, решения.

О значении образования и образованности

Образованные члены общества – необходимое условие развития общества и государства. После предложенного понимания я буду продолжать настаивать, что проблема нашего общества и государства не в том, что скачут цены на нефть, и даже не в коррупции. Проблема в нехватке образованности на квадратный метр нашей необъятной площади. В связи с этим, я не перестану повторять, что государство, не вкладывающее в образование членов своего общества достаточного ресурса, хорошего будущего не имеет. А преподаватель, который в своей деятельности не преследует цели будущих позитивных социальных изменений, относясь к науке и преподаванию формально, - есть пособник разрушения общества и государства. И теперь, я надеюсь, читателю ясно почему это именно так.

При обсуждении вопросов и проблем образования мне иногда говорят, что сильно умных много и не надо. Это разумно, ведь спектр задач, эффективное решение которых требует разного уровня образованности, в обществе очень широк. Однако пока я поставленный вопрос не обозначаю как проблему. Ибо быть высоко образованным дано не каждому. Лично меня в школе после первого выступления с песней «на музыке» больше вызывать к доске, для того, чтобы я ещё что-нибудь спел, не стали. То же случилось и «на рисовании». Ну не дано мне. И не всем всё дано. Поэтому быть высоко образованным дано не каждому. Поэтому по настоящему высоко образованных много и не будет.
Но ведь и те, кому не суждено познать глубины наук, тем не менее должны иметь общие знания об общих закономерностях устройства природы и мира. Тогда они будут эффективны и общественно полезны. Тогда они не будут лезть на столб. Не будут не потому, что там табличка с черепом, а потому что будут знать, что вообще-то электрические провода – штука опасная, а электричеству в общем-то всё равно кого убивать, высокого ли чиновника или простого работягу, ибо закон природы для них двоих один.

Вот такие вот мысли. Поэтому, возвращаясь в русло юридической профессии, я продолжаю считать и утверждать, что необразованных юристов не бывает. Бывают невежды с дипломом и кодексом подмышкой. Их перлы можно посмотреть здесь http://law.institute.sfu-kras.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=358&Itemid=144 И это всё не то, что нужно, ибо юридическая профессия – штука сложная и крайне социально-ответственная. А что нужно? Так это каждому нужно решить самому с честным учётом собственных притязаний, претензий на эту жизнь и конечно же имеющихся у каждого личных ресурсов и дефицитов.

Удачи Вам в становлении Вашей образованности. Будущее зависит от Вас.

 

P.S. Если у Вас есть что сказать по этому поводу, если Вы не согласны со мной, либо у Вас есть уточняющие вопросы, то Вы всегда сможете связаться со мной, используя контактную инфрмацию, указанную здесь . Я всегда открыт для дискуссии.

upd. 24.08.2009. В настоящее время обсуждение вопросов, затронутых в настоящей заметке, осуществляется здесь

upd. 09.04.2010. Дополнение к настоящей заметке можно увидеть здесь

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных