banner-150х60_1aa25.jpg

Поступление
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства
Бакалавриат
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии
Стипендии, иные формы материальной поддержки
Стипендиальная комиссия Юридического института
Стоимость обучения
Снижение стоимости
Отделение Сравнительного Правоведения
Конкурс им. Ф. Джессопа
Профессия Юрист
Дневники правовой школы "Профессия "Юрист"
Документы
Магистратура
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Досудебное производство
Публичная власть: правовые основы организации и деятельности
Правосудие по уголовным делам
Корпоративный юрист
Немецкое и российское право
Цифровое право
Антикоррупционная деятельность
Стипендии и премии
Документы
Общие сведения
Расписание
Аспирантура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Выпускники аспирантуры
Стипендии, премии и гранты
Стоимость обучения и способы оплаты
Документы
Специалитет
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Стоимость обучение
Документы
Переход с платного обучения на бесплатное
Дополнительное образование
О центре
Новости
Программы
Диссертационный совет
Диссертанты
Защиты диссертаций
Методические материалы
Методическое обеспечение дисциплин
Электронная библиотека
Правила оформления списка литературы
Юридическая клиника
Новости
Благодарности
О клинике
Отчеты
Документы
Библиотека
Видео ЮК
Графики приема
Маерчака 3, оф. 612
Сурикова 42 (Марковского 35)
Парижской Коммуны, 15
Объявления
Клиника начинает и выигрывает
Уникальные проекты
Студенческая жизнь
Антикоррупционный студенческий клуб
Об АСК СФУ
Положение об антикоррупционном клубе СФУ
Состав АСК
Вступить в АСК СФУ
Структура АСК СФУ
Научное руководство АСК СФУ
Мероприятия
Грантовая деятельность
Победы в конкурсах
Антикоррупционная социальная реклама и пропаганда
Контакты
Профсоюзная организация ЮИ СФУ
Студ. пресс-служба
О нас
Газета "Юристъ"
Центр переводов
Студ. редакция сайта
Международная деятельность и академическая мобильность
Международное сотрудничество
Проекты и программы
Летние правовые школы
Противодействие коррупции
Центр противодействия коррупции СФУ
Антикоррупционный студенческий клуб
Новости и мероприятия
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Часто задаваемые вопросы
Доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация
Центр медиации
О Центре
Медиация
Обучение
Наука
Контакты
Электронная информационно-образовательная среда СФУ (ЭИОС)
Сервис управления аккаутном для доступа к другим сервисам
Мой СФУ
Корпоративная почта для сотрудников
Корпоративная почта для обучающихся
Сервис вебинаров и видеоконференций
Электронные сервисы научной библиотеки
Информационная обучающая система "е-Курсы"
Сервис управления учебным планированием
Документы on-line
Документы для сотрудников
Охрана труда


Профессиональные навыки юриста для студентов 2-го курса

 

По следам факультатива "Профессиональные навыки юриста". Некоторые отзывы студентов.

Новый учебный год, и студентам 2-го курса предстоит делать выбор. Им нужно решить, будут ли они ходить на мой факультатив «Профессиональные навыки юриста», потому что на факультатив можно не ходить. И лично я бы не хотел, чтобы студенты ходили на него. Ибо не хождение мне нужно, а работа студента во имя его же профессионального развития. Но для этого студенту нужно сделать выбор.

Как правило, в конце каждого года уже после сдачи зачёта я предлагаю студентам подумать и, в том числе анонимно, ответить на 5 следующих вопросов:

  • Что Вы узнали в рамках факультатива?
  • Чему Вы научились в рамках факультатива?
  • О чём Вы задумались таком, о чём раньше не задумывались?
  • Что бы Вы сделали по другому, если бы Вам предложили провести занятия в рамках данного факультатива?
  • Иное (то важное, что требует внимания, но не нашло своё отражение в предыдущих вопросах).

Последующим текстом я предлагаю ознакомиться с цитатами, взятыми из предоставленных мне анкет, ознакомиться и их в том числе учесть при принятии решения.

В целом на первые два вопроса студенты ответили, что научились работать с клиентами, проводить интервьюирование и консультирование клиента, составлять исковое заявление, получили представление об одной из технологий работы с гражданским делом и т.д. Некоторые отметили, что теперь знают «на каких принципах должна строиться деятельность юриста». Вряд ли такого рода ответы позволяют сделать вывод о достижении образовательных результатов, так как для этого необходимы совершенно иные критерии и инструменты оценивания. Но сам факт того, что студенты отметили эти навыки, наверное, о чём то говорит. … И скорее всё-таки говорит, ведь вот что пишет одна из студенток: «Почти вся информация, которая была нам представлена на спецкурсе, была для меня новой. По теме «Интервьюирование» очень понравилась статья, интересно написано (примеры, иллюстрации), и схема интервьюирования у меня в голове теперь есть. Тема «Анализ дела» вообще была для меня абсолютно новой. Никогда бы не подумала, что здесь можно какие-то таблицы составлять, но при написании иска поняла, насколько это удобно и нужно. Действительно, если есть хороший анализ дела, то и иск составить не проблема: «копировать-вставить», как вы и говорили. Кстати, сам «скелет» иска, который вы нам давали, - очень нужная, хорошая вещь, без нее было бы сложно».

Особый интерес вызывают высказывания студентов в рамках третьего вопроса. Для этого приведу несколько цитат:

  • «Занятия заставили о многом задуматься. Во-первых, я чётко поняла, что для того, чтобы быть действительно профессионалом в своей области, нужно развиваться всесторонне. Многие ребята, с которыми я учусь, все время задают вопрос, для чего на втором курсе я продолжаю изучать теорию права, это же доктрина, практика с которой всегда расходятся. После занятий данный вопрос я стала слышать реже. …».
  • «Скажу честно: я задумалась над тем, получится ли из меня настоящий юрист…».
  • «Самым трудоёмким оказался анализ дела, потому что от того, насколько тщательно он проведён, зависит дальнейший исход дела».
  • «Будут ли обо мне говорить люди: «Да, она юрист с большой буквы, её репутация безупречна», или же: «Если желаете «замять» всё тихо и быстро, обращайтесь к ней. Она обойдёт закон так, как вам будет удобно!». Мне очень хочется верить, что я смогу сохранить свои моральные ценности и буду руководствоваться ими в своей работе…, иначе я просто перестану себя уважать».
  • «Ближе к последнему занятию я больше начала думать о том, зачем я учусь на юрфаке и что я хочу получить от своей профессии в будущем».
  • «Задумался, что кроме юридического образования в будущем мне могло бы пригодиться образование психолога».
  • «Профессия юриста – это сложный моральный выбор. … из смысла задачи (И.Ш. - казус в рамках занятий, посвящённых профессиональной этике юриста) сразу понятно, что перед юристом встал сложный выбор. С одной стороны – это моральный долг перед собой и обществом в целом, с другой – это вопрос об адвокатской тайне. Для меня вопрос, что выбрать, на данный момент остаётся открытым».
  • «Задумалась над вопросами этики юриста: тайна, законность, добросовестность, служение праву, как вести себя, если возникает конфликт интересов».
  • «И также я никогда не задумывалась, на сколько часто перед юристом возникает выбор между моралью и собственной выгодой. И как порой этот выбор трудно сделать».
  • «В силу профессии жизнь других людей зависит от нас, нашего выбора, наших позиций и знаний».
  • «Задумался над ролью юриста в обществе (просто ли это технико-обсуживающий персонал?)»
  • «Понимаю, что нужно решить, что дороже, совесть или деньги. Думаю, что размышлений на такие темы должно быть побольше».
  • «… и сейчас я не уверена в том, что даже по окончании обучения будут готова взять на себя такую ответственность, и вообще, правильно ли я выбрала юриспруденцию. Права была мама – надо было идти в мединститут».
  • «Ещё факультатив заставил задуматься о соотношении реальности и юридической действительности, сложившейся в системе органов судебной власти, действительной реализацией в государстве общеправовых принципов и презумпций».
  • «Думать приходится всё об одном: что такое закон, что такое правда, существует ли справедливость, как сделать всё по закону».
  • «Когда я пришёл на юр.факультет я был точно уверен, что законы в нашей стране не работают, справедливости в этой жизни нет и думать надо только о себе, однако за время обучения в университете мой взгляд на эти вопросы кардинально изменился (процентов на 80) и факультатив сыграл в этом огромную роль».
  • «Пришлось задуматься над вопросами этики юриста, может ли он поступать в некоторых случаях не совсем законно, чтобы защитить своего клиента».
  • «Я был довольно неприятно огорчён, когда узнал истинную сторону судебного процесса. Совокупности хитростей и уловок, на которые идут все, кому нужно получить выгоду».
  • Над чем пришлось задуматься? Сразу вспомнились первые занятия, когда мы говорили о работе юриста, о принципах, на которых строится его деятельность, думали над проблемными ситуациями и над тем какие выходы из них есть. Над этим я действительно задумалась, хотя и раньше размышляла об этом. Это действительно важно: понять, на чем (каких принципах) строится твоя работа как юриста, расставить для себя приоритеты, понять, что ценно, чтобы можно было объяснить, почему в данной ситуации ты поступаешь именно так. Спасибо, что еще раз побудили подумать об этих вещах.
  • «Особо поразил и заставил задуматься последний семинар. То ли из-за обсуждаемого вопроса (о коррумпированности власти и в том числе судебной системы), то ли из-за особо эмоционального состояния преподавателя и умения говорить именно те слова, над которыми думаешь не день и не два… . На самом деле очень приятно осознавать, что человек готов практически отказаться от карьеры юриста и стать преподавателем, чтобы донести эти многочисленные проблемы до нас (студентов). Не знаю, как повернётся жизнь, но сейчас я верю, что все, кто вслушался в эти слова, сделают правильный выбор и не изменят ему».

Высказывая своё отношение к содержанию и методике проведения занятий, работе преподавателя, студенты отметили:

  • «Хочу сказать, что Вы большой молодец! Это был один из предметов, на который всегда хотелось идти, участвовать в разговоре, где без проблем ты мог высказать своё мнение».
  • «С точки зрения студента, посещать факультатив было бы интереснее, если бы он включал в себя больше ролевых игр – практикумов, в которых задействовались все студенты. С помощью таких игр намного лучше усваивается информация, запоминаются сложные моменты. А на месте преподавателя я бы больше приводила примеров из собственной практики, так как интересные ситуации и казусы резко повышают интерес к выбранной профессии».
  • «Хочу привести пример: в первом семестре мы писали жалобу. Эту жалобу я сохранила, и вот теперь не могу смотреть на неё без улыбки, потому что сейчас имею представление о грамотном составлении подобных документов. Именно поэтому факультатив «Профессиональные навыки юриста» необходимо сделать обязательной, а не факультативной».
  • «Единственное, хотелось бы больше практических навыков, хотя цель спецкурса не получение навыков, а формирование виденья того, каким образом реализуются те нормы, которые мы так долго изучаем».
  • «Я думаю, было бы интересно изучить особенности ораторского искусства, вопросы психологии и психоанализа».
  • «Очень интересно работать с преподавателем. Он создал такую обстановку, где чёткая грань между студентом и преподавателем стирается и поэтому очень легко становится обсуждать, задавать интересующие вопросы, но в то же время субординация сохраняется».
  • «У меня одно замечание: не совсем эффективно ставить проф. навыки в субботу последней лентой, так как иногда к концу недели устаёшь до такой степени, что просто нет сил».
  • «Когда я рассказывала своим друзьям, обучающимся в других городах, о том, как проходят наши занятия, они с грустью говорили: «Вот бы нам такое же!». Я искренне считаю, что мне очень повезло пройти курс «Профессиональные навыки юриста»».
  • «Я считаю, что можно увеличить количество ролевых игр, можно попробовать сходить со студентами в суд, затем проанализировать это дело, доказательства, действия адвоката, прокурора, судьи. Поверьте, студентам будет очень интересно! Ещё хочу Вам сказать, что студентам было бы приятно, если бы на банальное «здравствуйте», Вы отвечали бы тем же. И ещё хочу Вам сказать спасибо за Ваши старания».
  • «Мне кажется, что надо больше занятий ввести и сделать не факультативом, а отдельным курсом (обязательным), потому что, на мой взгляд, юрист, не знающий, не прошедший курс профессиональные навыки юриста – неполноценный юрист».
  • «Необходимы дополнительные темы занятий. Судебное заседание, то есть полностью проиграть его».
  • «Не было принуждения, никто никого не заставлял работать. Можно было просто сидеть и слушать. Но нам умели преподнести любую тему семинара так, что нам становилось интересно, и не работать было просто невозможно. Хотя 2-й семинар был скучным и неинтересным».
  • «Единственным недостатком, который бросался в глаза, было то, что не все студенты принимали более или менее равное участие в семинаре. Демократия и собственное желание – это конечно хорошо, но иногда необходимо и принуждение».
  • «После каждого семинара студент должен написать работу на понимание пройденной темы».
  • «Необходимо предусмотреть более строгие формы зачёта, и в качестве допуска к нему – сдача всех выполненных работ по курсу».
  • «Если бы я была на месте преподавателя, то сделала бы данный предмет обязательным для всех. А вообще всё понравилось, только хотелось бы видеть преподавателя в костюме и галстуке :) . Спасибо»
  • «P.S. Вы действительно очень помогаете студентам. Ведь не у каждого есть родственники – юристы, которые могут объяснить какие-то элементарные вещи, которые должен знать каждый юрист». «Илья Александрович, спасибо Вам! Так держать!!!»

Всегда важно измерять эффективность своей деятельности, в том числе, получая обратную связь от тех, для кого ты работаешь. Конечно отзывы студентов сыграли свою роль в доработке факультатива. Правда до сих пор я не стал носить костюм, а факультатив не сделал обязательным. Первое связано с удобством. Его не так много, чтобы ещё и туго завязывать себе на шее галстук :) . Второе связано с необходимостью предоставления студенту думающему права выбора, а также с моим нежеланием работать с теми, кто попал в институт случайно. Не получается пока насытить методику факультатива и дополнительными играми, практиками и т.д. Для этого нужны дополнительные ресурсы (другие аудитории, дополнительные часы, преподаватели и т.д.) Но и не это сейчас важно. Важно то, что после 8 лет проб и ошибок я себе честно могу сказать, что сейчас факультатив с точки зрения содержания и методики получился, то есть он имеет своё основание, начало, продолжение и окончание и может быть эффективным для студента. Конечно факультатив не сделает студента профессиональным юристом, и этого глупо было бы ожидать. Скорей студент, используя факультатив и меня как ресурсы, может сделать первый шаг на пути становления профессиональным юристом. Можно это учесть при выборе факультатива, а можно и не учитывать. Решать Вам. Удачи!

Илья Шевченко
(7.09.2009)

P.S. Свои отзывы по всей заметке в целом, а также Ваши вопросы Вы можете задать, используя форму комментариев, расположенную ниже. Здесь же Вы можете ответить на обозначенные выше 5 вопросов, если Вы не делали этого ранее.

Комментарии   

 
0 #3 Шевченко Илья Александрович 25.11.2009 19:55
В окончании заметки я написал, что факультатив закончен. Конечно я поторопился с выводом. Доработка содержания и методов продолжилась. Вторая часть первого семестра в этом году существенно изменилась по сравнению с тем, что было в прошлом году.
 
 
0 #2 Шевченко Илья Александрович 18.09.2009 02:06
Это, кстати, не реклама клиники, а материал для самоопределения . Клинике не нужно, чтобы все без исключения студенты пришли в неё. Мне не нужно, чтобы все без исключения студенты пришли ко мне на занятия.
 
 
0 #1 Шевченко Илья Александрович 09.09.2009 19:29
Кстати, в настоящее время, адвокатское сообщество Красноярского края, к счастью озабоченное состоянием и качеством юридической и адвокатской профессии, периодически заказывает семинары и тренинги, направленные на развитие профессиональны х навыков. Значит всё же то, чем мы занимаемся в аудиториях на ПНЮ актуально для практиков. Значит у студентов есть хорошая возможность начать формировать эти навыки уже со студенческой скамьи, в т.ч. в юридической клинике. Чтобы потом не догонять, а в собственном развитии уйти в отрыв, к профессионализм у и успеху. А для этого нужно просто хотеть... и много работать. Работать не в смысле на практике, а в смысле образования себя.
 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных