АнонсыКонкурсы и грантыТребуются юристы
|
НовостиВремя идти… к медиаторуМедиаторы Центра медиации дали интервью газете "Новая Университетская жизнь": о центре, о медиации, о перспективах использования альтернативных способов разрешения споров.
На Руси справедливость и закон никогда не были синонимами. Поэтому не только в криминальных кругах, но и в массовом сознании люди чаще действуют не по закону, а по понятиям. А если вывести этот способ урегулирования споров из криминальной среды в нормальную — получим то, что на Западе практикуется уже давно — медиацию. Существует два ограничения: если спор касается интересов третьих лиц или публичных интересов — тогда процедура медиации не может быть применена. Хотя сейчас активно обсуждается вопрос о распространении этой процедуры и на урегулирование споров, вытекающих из публичных правоотношений. Достаточно позвонить по телефону 291-28-74, оставить свои координаты, и медиаторы назначат гражданам время встречи. Кроме того, мы непосредственно контактируем с Красноярским краевым судом. Восемь судей прошли в августе базовый курс медиации в нашем центре. И сейчас по закону суды должны разъяснять сторонам их право обращения к процедуре медиации. Уральский центр медиации самый первый начал заниматься сугубо юридической медиацией для урегулирования споров, возникающих из правоотношений. Нам этот подход импонирует, хотя в научной литературе описано очень много моделей и подходов к медиации в зависимости от того, в какой сфере она применяется. В основном это пока зарубежный опыт. Помимо уральского, у нас в стране действуют ещё два центра: санкт-петербургский исповедует психологическую модель медиации, а москвичи пытаются совместить известные модели, основанные на психологической и юридической техниках. Сотрудники Уральского центра медиации ещё до принятия закона, в рамках эксперимента, на протяжении двух лет нарабатывали практику, которая была использована, в том числе и при разработке и принятии ФЗ-193. Как считает доктор психологических наук, кандидат юридических наук Бо-рис Иосифович ХАСАН, медиация эффективна только при наличии двух условий: когда переговоры необходимы и когда они невозможны, — говорит медиатор, старший преподаватель кафедры гражданского процесса ЮИ СФУ Ольга Михайловна РЕШЕТНИКОВА. — Переговоры необходимы — потому что лучшего варианта стороны не найдут, невозможны — потому что сами они разговаривать не могут. И тут медиатор благодаря владению специальными техниками помогает организовать конструктивный диалог, в котором люди так нуждаются. Конфликт банальный: один сосед затопил квартиру другого и тем самым причинил материальный ущерб. Вопросы касались определения виновника затопления и размера возмещения. В конечном итоге, в рамках процедуры одна из сторон согласилась возместить ущерб, клиенты договорились между собой о размере ущерба и о порядке выплаты. Фактически сразу после подписания медиативного соглашения одна из сторон передала другой необходимую сумму под расписку. Так случилось, что в нашем присутствии произошло и подписание, и исполнение первого медиативного соглашения. Далее задача медиаторов заключалась только в том, чтобы разъяснить возможные правовые последствия, которые наступают в связи с этим. Поскольку клиенты пришли к нам по направлению суда Ленинского рай-она, то они должны сообщить о факте заключения медиативного соглашения в суд, который рассматривает данное гражданское дело. Если у стороны (истца) нет основания и потребности продолжать рассмотрение дела, то оно будет завершено. Медиаторы не вправе давать консультации по судебным процедурам и другим юридическим вопросам. Наша задача организовать переговоры, сделать их конструктивными, исключить эмоциональный фон или те вопросы, которые могут помешать в данном конкретном случае. Установлен определённый регламент и правила ведения переговоров: каждая сторона говорит от своего имени, имеет право быть выслушанной и говорить отведённое ей время, никто не вправе её перебивать. Каждая сторона ведёт себя корректно и уважительно по отношению к другой стороне. Медиатор должен следить, чтобы диалог не превратился в выяснение отношений. Если судья работает с позициями сторон, то медиатор — с интересами. После завершения переговоров, в случае благоприятного исхода, наша задача разъяснить смысл медиативного соглашения. В соответствии со ст. 12 Закона это гражданско-правовая сделка. Стороны договариваются о правах и обязанностях, которые устанавливают сами для себя. Поскольку состоялась сделка, то тут уже начинают работать правовые механизмы. И если одна сторона считает, что кто-то нарушил условия или выполнил их не должным образом (под действием обмана, заблуждения и проч.), то возможно вновь урегулировать разногласия посредством медиации или обратиться в суд. Практические медиации у нас осуществляются с середины сентября. Ещё и двух месяцев не прошло, а в работе уже порядка 50 дел. Большую часть составляют обращения сторон гражданского процесса, которым судья разъяснил возможность обращения к процедуре медиации. Они связаны с определением места жительства ребенка, когда родители разведены или не проживают вместе; есть дела о невозвращении долгов по договорам займа; земельные споры, касающиеся определения границ земельных участков; дела о правах на наследуемое имущество и т.д. В нашем обществе нет культуры ведения переговоров. Её не прививают ни в школе, ни в вузах. Поэтому привести к продуктивному диалогу довольно сложно, и в этом смысле медиаторам приходится нелегко. Важно, чтобы стороны понимали, что договариваться лучше, чем идти в суд. Подробнее: http://gazeta.sfu-kras.ru/node/3065
|