Календарь новостейАнонсыКонкурсы и грантыТребуются юристы
|
Методика решения задач – новый взгляд на основной метод преподавания праваНовый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» одной из обязанностей преподавателя называет применение педагогически обоснованных методов обучения. Этому направлению Юридический институт и Региональное отделение Ассоциации юристов России уделяют большое внимание, поскольку применение обоснованных методов обучения является важным условием, обеспечивающим качество юридического образования. При этом преподавателей права особенно интересует методика решения задач, как основного способа формирования навыков правоприменительной деятельности. Именно поэтому в 2010г. к.ю.н., доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права А.Ф. Васильева, ранее неоднократно изучавшая методику решения задач в Германии, обратилась к профессору Университета Пассау (Германия) Урсу Крамеру с предложением прочитать в ЮИ СФУ лекцию о методике решения задач, используемой в немецком юридическом образовании. Обращение к этому специалисту не было случайным: профессор У. Крамер является признанным специалистом в области методики преподавания права и неоднократно награждался за высокое качество преподавания. В 2010 г. он стал лауреатом премии Университета Пассау за хорошее преподавание, а в 2014 г. – лауреатом премии за особые заслуги в области повышения качества преподавания права, учрежденной совместно Обществом Немецкой науки, Объединением юридических факультетов Германии, Центром компетенций юридического обучения и преподавания Университета Кёльна. После лекции, прочитанной У. Крамером в СФУ, у А.Ф. Васильевой и профессора родилась идея о сравнительно-правовом исследовании российской и немецкой методик решения задач и на протяжении последующих лет авторы идеи продолжали плодотворное научно-методическое сотрудничество. Одним из результатов этого сотрудничества стал международный методический семинар «Решение задач (казусов) как основной практико-ориентированный метод преподавания: новые подходы», организованный для профессорско-преподавательского состава ЮИ СФУ и юридических вузов Сибирского федерального округа 23 и 24 сентября 2014 года. В работе семинара приняли участие 42 преподавателя права, среди которых были коллеги из других университетов Сибири, а также д.ю.н., профессор кафедры уголовного права и криминологии Кыргызско-Российского Славянского университета Назгуль Назарбековна Сулайманова. В рамках двухдневной работы на семинаре участники обсудили, прежде всего, технологию разработки задач. Интересно было узнать, что фабула немецких задач, в отличие от фабулы задач в российских методических разработках, содержит не только «сухой» юридический сценарий одной отраслевой принадлежности, но и описание человеческих чувств и эмоций в связи с событиями, изложенными в задаче. Кроме того, немецкие задачи всегда имеют яркое и хлесткое наименование (нередко с чувством юмора), облегчающие запоминание учебного материала через ассоциативную память. Так, задача, исследованная на семинаре, называлась «Бедное железнодорожное общество» (У. Крамер назвал общество бедным, поскольку, во-первых, у него отозвали лицензию на осуществление железнодорожных перевозок, а во-вторых, в связи с недостаточностью у него финансовых средств). Однако наибольшее внимание было уделено алгоритму решения задач. Здесь существенное отличие немецкой и российской методик заключается в наличии у немцев модельного решения задач (эталона решения или «тела» ответа). Модельное решение выполняет несколько функций. Первая – обучающая (студенты учатся выявлять и в определенной последовательности решать правовые проблемы, изложенные в фабуле). Дело в том, что немецкий преподаватель считает главным на семинаре не опросить студентов, а научить их решать задачи (основной контроль за качеством знаний студентов в Германии осуществляется на экзамене). Вторая функция – проверочная. Перед введением задачи в учебный процесс преподаватель-разработчик задачи сначала готовит письменное решение сам, а затем предлагает проверить ее коллеге. Только так можно убедиться в «работоспособности» задачи, т.е. в способности задачи обеспечить достижение поставленных учебных целей. При письменном экзаменационном решении задач модельное решение выполняет и третью функцию – быть образцом решения задачи для всех преподавателей, проверяющих письменную экзаменационную работу. Немецкие специалисты считают, что на этапе проверки экзаменационных работ нет места для дискуссий: позиции ученых должны быть согласованы еще до выдачи задачи на экзамене. В противном случае не обеспечивается равный подход к оцениванию работ, что может нарушить права студентов. На семинаре участникам удалось не только ознакомиться с немецкой методикой решения задач, но и каждому поделиться своим опытом использования методики решения задач. Ведущими семинара, наряду с профессором У. Крамером, выступили А.Ф. Васильева и к.ю.н., профессор кафедры конституционного, административного и муниципального права Л.А. Мицкевич, обеспечившая работу участников семинара в малых группах. Казалось бы, коммуницировать на разных языках всегда не просто. А общение юристов из разных правовых систем сложно вдвойне. Однако на семинаре языковой барьер отсутствовал: Анна Федотовна Васильева знает не только методику решения задач в Германии, но и свободно владеет немецким юридическим языком (знает нюансы правовой терминологии). Особенно следует отметить, что благодаря открытости и искренности профессора Урса Крамера атмосфера на семинаре была такой творческой, что участники семинара не заметили, как пролетели эти два дня… По результатам работы все участники семинара получили удостоверения о повышении квалификации установленного образца.
Отзывы преподавателей о семинаре: Качур Н.Ф. , к.ю.н., доцент, заведующая кафедрой гражданского права: "С огромным удовольствием посетила семинар. Юридическое образование в Германии является практикоориентированным. Студентам даже читают спецкурс "Техника решения задач". Профессор Крамер продемонстрировал методики: составления задач, их решения и оценки решения задачи студентами. Конечно, в полной мере эти методы для нас неприемлемы, но отдельные элементы, конечно, могут быть и должны использоваться".
Роньжина О.В., к.ю.н., доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права ЮИ СФУ: «Совершенно уникальный по содержанию семинар. Никто преподавателей не обучает именно педагогическим навыкам. Более того, педагогическим навыкам именно работы со студентами (а не просто с некой категорией «дети», «обучающиеся»). Более того, педагогическим навыкам подготовки именно студентов-юристов. Результаты семинара: уже сейчас переформатировала свои задачи и начала обучать студентов умению юридического анализа практических задач и навыкам «набивать» руку по написанию экспертных заключений».
Летников Ю.С., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права ЮИ СФУ: «Курс повышения квалификации оставил позитивные впечатления, так как высокий организационный уровень проведения семинара и профессиональные качества его участников позволили прочувствовать оттенки индивидуальных преподавательских методик, узнать об опыте и результатах разрешения казусов на разных кафедрах Юридического института СФУ и Университета в городе Пассау. Важным итогом семинара является осознание того, что все преподаватели имеют одинаковую цель – обеспечить такой уровень преподавания, чтобы студенты могли ощутить тесную связь теоретических знаний со сложными практическими правовыми ситуациями и обрели устойчивые способности и навыки к их разрешению. Нельзя не отметить, что непосредственное и непринужденное общение с коллегами в рамках семинара в полной мере обеспечило получение дополнительной и полезной информации по методике преподавания. Спасибо!».
|