Календарь новостейАнонсыКонкурсы и грантыТребуются юристы
|
Методика решения задач – новый взгляд на основной метод преподавания права
При этом преподавателей права особенно интересует методика решения задач, как основного способа формирования навыков правоприменительной деятельности.
После лекции, прочитанной У. Крамером в СФУ, у А.Ф. Васильевой и профессора родилась идея о сравнительно-правовом исследовании российской и немецкой методик решения задач и на протяжении последующих лет авторы идеи продолжали плодотворное научно-методическое сотрудничество. Одним из результатов этого сотрудничества стал международный методический семинар «Решение задач (казусов) как основной практико-ориентированный метод преподавания: новые подходы», организованный для профессорско-преподавательского состава ЮИ СФУ и юридических вузов Сибирского федерального округа 23 и 24 сентября 2014 года. В работе семинара приняли участие 42 преподавателя права, среди которых были коллеги из других университетов Сибири, а также д.ю.н., профессор кафедры уголовного права и криминологии Кыргызско-Российского Славянского университета Назгуль Назарбековна Сулайманова. В рамках двухдневной работы на семинаре участники обсудили, прежде всего, технологию разработки задач.
Однако наибольшее внимание было уделено алгоритму решения задач. Здесь существенное отличие немецкой и российской методик заключается в наличии у немцев модельного решения задач (эталона решения или «тела» ответа). Модельное решение выполняет несколько функций.
Вторая функция – проверочная. Перед введением задачи в учебный процесс преподаватель-разработчик задачи сначала готовит письменное решение сам, а затем предлагает проверить ее коллеге. Только так можно убедиться в «работоспособности» задачи, т.е. в способности задачи обеспечить достижение поставленных учебных целей.
На семинаре участникам удалось не только ознакомиться с немецкой методикой решения задач, но и каждому поделиться своим опытом использования методики решения задач.
Казалось бы, коммуницировать на разных языках всегда не просто. А общение юристов из разных правовых систем сложно вдвойне. Однако на семинаре языковой барьер отсутствовал: Анна Федотовна Васильева знает не только методику решения задач в Германии, но и свободно владеет немецким юридическим языком (знает нюансы правовой терминологии). Особенно следует отметить, что благодаря открытости и искренности профессора Урса Крамера атмосфера на семинаре была такой творческой, что участники семинара не заметили, как пролетели эти два дня… По результатам работы все участники семинара получили удостоверения о повышении квалификации установленного образца.
Отзывы преподавателей о семинаре: Качур Н.Ф. , к.ю.н., доцент, заведующая кафедрой гражданского права: "С огромным удовольствием посетила семинар. Юридическое образование в Германии является практикоориентированным. Студентам даже читают спецкурс "Техника решения задач". Профессор Крамер продемонстрировал методики: составления задач, их решения и оценки решения задачи студентами. Конечно, в полной мере эти методы для нас неприемлемы, но отдельные элементы, конечно, могут быть и должны использоваться".
Роньжина О.В., к.ю.н., доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права ЮИ СФУ: «Совершенно уникальный по содержанию семинар. Никто преподавателей не обучает именно педагогическим навыкам. Более того, педагогическим навыкам именно работы со студентами (а не просто с некой категорией «дети», «обучающиеся»). Более того, педагогическим навыкам подготовки именно студентов-юристов. Результаты семинара: уже сейчас переформатировала свои задачи и начала обучать студентов умению юридического анализа практических задач и навыкам «набивать» руку по написанию экспертных заключений».
Летников Ю.С., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права ЮИ СФУ: «Курс повышения квалификации оставил позитивные впечатления, так как высокий организационный уровень проведения семинара и профессиональные качества его участников позволили прочувствовать оттенки индивидуальных преподавательских методик, узнать об опыте и результатах разрешения казусов на разных кафедрах Юридического института СФУ и Университета в городе Пассау. Важным итогом семинара является осознание того, что все преподаватели имеют одинаковую цель – обеспечить такой уровень преподавания, чтобы студенты могли ощутить тесную связь теоретических знаний со сложными практическими правовыми ситуациями и обрели устойчивые способности и навыки к их разрешению. Нельзя не отметить, что непосредственное и непринужденное общение с коллегами в рамках семинара в полной мере обеспечило получение дополнительной и полезной информации по методике преподавания. Спасибо!».
|