Календарь новостейАнонсыКонкурсы и грантыТребуются юристы
|
«Публичный порядок» - что это такое?15 марта 2013 года кафедра международного права ЮИ СФУ провела «круглый стол» по одному из проблемных вопросов международного частного права - применение оговорки о публичном порядке. На нем были представлены доклады доцентов кафедры О.Е. Щербининой «Оговорка о публичном порядке в праве зарубежных государств» и В.В Терешковой «Оговорка о публичном порядке как основание отказа в признание иностранных судебных решений».
В процессе обсуждения заявленной темы были затронуты проблемы определения понятия «публичный порядок», особенности применения оговорки о публичном порядке. В работе круглого стола приняли участие руководитель секретариата председателя Арбитражного суда Красноярского края О.С. Тимергалеева, юрисконсульт Краевого государственного бюджетного учреждения Краевой центр молодежных проектов “Лидер” Ю.Ф. Обровец, специалисты отдела правовой статистики и обобщения судебной практики Третьего Арбитражного апелляционного суда О.Д. Опрокиднева и Е.Е. Зуйкова, а также студенты ЮИ СФУ. Вот что рассказала о проблеме, обсуждаемой на круглом столе доцент кафедры международного права ЮИ СФУ О.Е. Щербинина: «Поводом к разговору о публичном порядке послужили подготовленное Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ Информационное письмо «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражный решений». На самом деле оговорка о публичном порядке затрагивает куда больший спектр отношений, так или иначе осложненных иностранным элементом: применение норм иностранного права, исполнение поручений судебных и иных органов иностранных государств. Оговорка о защите публичного порядка признается в качестве общепризнанной нормы международного частного прав. Её суть сводится к тому, что иностранное право не применяется, а субъективные права (например, зафиксированные в судебном решении) не признаются (не получают защиты), если такое применение или признание противоречат публичному порядку конкретного государства или основам международного правопорядка. Главной проблемой применения оговорки о публичном порядке является то, что ни в теории МЧП, ни в законодательстве государств, ни в международных актах нет единообразного понимания публичного порядка и его составляющих. В качестве последних в праве одних государств применяют: основополагающие принципы национального права, в других - норма морали и справедливости, где-то указаны коренные интересы государства и его членов, основные ценности правопорядка. Большой разброс составляющих публичного порядка наблюдается и в законодательстве России: основы правопорядка (ст. 167 Семейного кодекса; ст. 1193 ГК РФ), суверенитет и безопасность (ст.407 и 412 ГПК РФ, ст. 457 УПК РФ), публичный порядок (ст. 244 и 256 АПК РФ, ст. 36 Закона о международном коммерческом арбитраже). В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 25.09.98 г. под публичным порядком понимаются основы общественного строя РФ. В постановлении Верховного суда РФ от 2.06.99 г. указано, что под публичным порядком следует понимать основные принципы, закрепленные в конституции РФ и законах РФ. В обзоре Высшего арбитражного суда РФ, лежащего в основе проведения круглого стола, публичный порядок определяется как фундаментальные правовые начала, которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства. Приведенные формулировки не дают четкого представления о понятии публичного порядка и его составляющих. Отсутствие четкой юридической определенности в данном случае может приводить к неоправданным случаям применения оговорки о публичном порядке. Норма иностранного права не применяется, а субъективные права не признаются, если последствия применения или признания явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку), т.е. нарушали публичный порядок. Но при этом понятие «нарушение публичного порядка» очень неопределенно. На практике можно указать, какие средства могут быть использованы для доказательства такого нарушения. Представляется что наиболее правильный подход к определению публичного порядка был бы через закрепленные в национальных и международных актах общепризнанные принципы.»
|