banner-150х60_1aa25.jpg

Поступление
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства
Бакалавриат
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии
Стипендии, иные формы материальной поддержки
Стипендиальная комиссия Юридического института
Стоимость обучения
Снижение стоимости
Отделение Сравнительного Правоведения
Конкурс им. Ф. Джессопа
Профессия Юрист
Дневники правовой школы "Профессия "Юрист"
Документы
Магистратура
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Досудебное производство
Публичная власть: правовые основы организации и деятельности
Правосудие по уголовным делам
Корпоративный юрист
Немецкое и российское право
Цифровое право
Антикоррупционная деятельность
Стипендии и премии
Документы
Общие сведения
Расписание
Аспирантура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Выпускники аспирантуры
Стипендии, премии и гранты
Стоимость обучения и способы оплаты
Документы
Специалитет
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Стоимость обучение
Документы
Переход с платного обучения на бесплатное
Дополнительное образование
О центре
Новости
Программы
Диссертационный совет
Диссертанты
Защиты диссертаций
Методические материалы
Методическое обеспечение дисциплин
Электронная библиотека
Правила оформления списка литературы
Юридическая клиника
Новости
Благодарности
О клинике
Отчеты
Документы
Библиотека
Видео ЮК
Графики приема
Маерчака 3, оф. 612
Сурикова 42 (Марковского 35)
Парижской Коммуны, 15
Объявления
Клиника начинает и выигрывает
Уникальные проекты
Студенческая жизнь
Антикоррупционный студенческий клуб
Об АСК СФУ
Положение об антикоррупционном клубе СФУ
Состав АСК
Вступить в АСК СФУ
Структура АСК СФУ
Научное руководство АСК СФУ
Мероприятия
Грантовая деятельность
Победы в конкурсах
Антикоррупционная социальная реклама и пропаганда
Контакты
Профсоюзная организация ЮИ СФУ
Студ. пресс-служба
О нас
Газета "Юристъ"
Центр переводов
Студ. редакция сайта
Международная деятельность и академическая мобильность
Международное сотрудничество
Проекты и программы
Летние правовые школы
Противодействие коррупции
Центр противодействия коррупции СФУ
Антикоррупционный студенческий клуб
Новости и мероприятия
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Часто задаваемые вопросы
Доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация
Центр медиации
О Центре
Медиация
Обучение
Наука
Контакты
Электронная информационно-образовательная среда СФУ (ЭИОС)
Сервис управления аккаутном для доступа к другим сервисам
Мой СФУ
Корпоративная почта для сотрудников
Корпоративная почта для обучающихся
Сервис вебинаров и видеоконференций
Электронные сервисы научной библиотеки
Информационная обучающая система "е-Курсы"
Сервис управления учебным планированием
Документы on-line
Документы для сотрудников
Охрана труда

Календарь новостей 

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1


Исследование коррупции в предпринимательской сфере на территории Красноярского края

korrupciya.jpgВ январе 2009 года Кафедра криминологии и деликтологии Юридического института СФУ, Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске и Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю пришли к соглашению о необходимости проведения исследование коррупции в предпринимательской сфере на территории Красноярского края.

Данное исследование является уникальным в своём роде и проводится в рамках написания С.Д.Красноусовым диссертации на тему «Уголовно-правовой и криминологический анализ коммерческого подкупа» (научный руководитель д.ю.н. Н.В.Щедрин).

Последнее подобное исследование было проведено в рамках изучения индекса региональной коррупции АНО «Центр «ТИ-Р» в 2002 году. Целью проекта было получение информации, позволяющей выявить причины различных видов коррупции в России, а также успешно проводить антикоррупционную политику. Итогами исследования стали общие цифры индекса коррупции в нескольких регионах, в том числе в Красноярском крае.

Отличием данного исследования является то, что в рамках социологического исследования будет изучена коррупция именно в сфере предпринимательства, как основе экономического развития региона.

Коррупционные правонарушения, преступления вне зависимости от того, в какой сфере жизни общества они совершаются, являются одними из самых латентных правонарушений, преступлений и выявление причин и масштабов реального их распространения крайне затруднительны. Официальная статистика в силу вышеуказанных причин не позволяет в полной мере изучить данный институт: выявить масштабы, причины тех или иных разновидностей коррупции, разработать действенные меры по снижению уровня коррупции, а, следовательно, обоснованно проводить антикоррупционную политику.

Оперативным решением проблемы нехватки информации является проведение исследования с акцентированием на использование метода опроса и последующего статистического анализа результатов. Одним из признаков коррупции является «таинственность» совершаемых действий. Подобное исследование позволит снизить уровень «тайны» в коррупционных процессах за счёт соблюдения принципа анонимности при предоставлении сведений со стороны респондентов.

Данное исследование направлено на выявление масштабов и причин распространения коррупции в предпринимательской сфере на территории Красноярского края.

Мониторинг масштабов распространения коррупции в предпринимательской сфере в нашем регионе является составляющей частью общенациональной антикоррупционной политики. Красноярский край являясь «Россией в миниатюре», и, исследование масштабов и причин коррупции в нем, даёт возможность сделать выводы, которые будут актуальны ни только для нашего региона, но и для России в целом.

Целью данного исследования является анализ масштабов, причин возникновения коррупции в предпринимательской сфере на территории Красноярского края, выработка рекомендаций по противодействию.

Задачами, поставленными перед собой исследователями, являются описание общей картины коррупции в крае; изучение практики коррупции; оценка параметров коррупционного рынка; изучение особенностей коррупционного поведения; изучение причин коррупционной практики респондентов; изучение связанных с коррупцией, оценок и установок респондентов; изучение взаимосвязей между оценками и установками респондентов и коррупционным поведением; выработка на основании данных и выводов исследования основных рекомендаций для проведения антикоррупционной политики в предпринимательской сфере на территории края.

Основными гипотезами исследования стали:

- причиной коррупции в крае является деформация механизмов рыночных отношений в сторону повышения уровня недобросовестной конкуренции, и как следствие замедление появления и развития среднего класса – основного двигателя экономических и социальных преобразований;

- недобросовестная конкуренция создаёт необоснованные преимущества на рынке для коррупционеров; сравнительно спокойное отношение к коррупции в предпринимательской сфере является следствием того, что в общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью и перед лицом коррупционеров;

- коррупция воспринимается в сознании граждан исключительно как некоторые аморальные или преступные действия; причины коррупции кроятся и в уменьшении доверия к власти, росту ее отчуждения от общества. Но при этом и само общество не готово бороться с коррупцией. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.
- коррупция является «деловым обычаем» в предпринимательской сфере. Корпоративные споры внутри и между компаниями нередко имеют коррупционную окраску.

Методами исследования стали анализ документов и опрос.

Опросный лист состоит из 37 вопросов, ответы на которые позволят либо подтвердить, либо опровергнуть гипотезу исследования.

Опрос стартовал на всей территории Красноярского края в конце марта 2009 года, и продлиться до июня 2009 года, в нём примут участие 200 респондентов из числа лиц, занятых в предпринимательской сфере на территории края.

По итогам исследования будет дана характеристика коррупционного рынка Красноярского края, коррупционного поведения, причин коррупционной практики респондентов, оценок и установок респондентов, связанных с коррупцией, взаимосвязей между оценками и установками респондентов и коррупционным поведением. Также по итогам исследования будут даны рекомендации для проведения антикоррупционной политики в предпринимательской сфере на территории края, подготовлена аналитическая справка «Масштабы, причины возникновения коррупции в предпринимательской сфере на территории Красноярского края»

Представляются любопытными первые итоги исследования за две недели апреля 2009 года. Напомним, что предполагаемая дата его завершения июнь 2009 года.

Большое число респондентов отвечают, что коррупция это явление, которое является проблемой для общества и с ней необходимо бороться, но бороться с ней должно общество в целом, а не объединения предпринимателей или лично респондент.

Респонденты утверждают, что больше всего получила распространение на территории края коррупция в форме получения денежных средств/имущества руководителями или сотрудниками коммерческих структур, органов государственной или муниципальной власти от «просителя-предпринимателя» за принятие нужного ему решения.

Источником информации о коррупции в большинстве случаев является либо СМИ, либо личный опыт респондентов.

Уровень коррупции респондентами определяется как высокий (средняя оценка по 10 балльной шкале равна 6 баллам).

Часто участники опроса выделяют в качестве особенности коррупции на территории края – большую долю не выявленных фактов коррупции и безразличие власти края и жителей к фактам коррупции.

Совершение коррупционных актов на территории края, по опросам респондентов, является практикой деловых отношений.

Все респонденты указывают на необходимость привлечения к уголовной ответственности коррупционеров.

На вопрос «когда простое проявление уважения, по Вашему мнению, должно признаваться законным вознаграждением?» самыми распространенными ответами стали: первый, любой подарок – незаконен; второй, от 3001 до 100000 рублей.

Значительное число респондентов совершали и готовы совершить акт коррупции в зависимости от «цены вопроса». При этом, по мнению респондентов, более 10% процентов от общих расходов на ведение бизнеса (занятие предпринимательской деятельности) у представителей малого бизнеса уходит на «незаконные подарки» и иное стимулирование деятельности руководителей в крае.

Все респонденты не считают, что они защищены от коррупции на территории края и основной мерой в борьбе с коррупцией считают ужесточение ответственности за неё и правовое просвещение граждан, предпринимателей.

Делать выводы по полученным данным пока преждевременно, целью данной статьи являлось представление информации о первых результатах исследования.

Выводы о масштабах, причинах коррупции в предпринимательской сфере на территории Красноярского края будут сделаны после обработки анкетных данных всех респондентов.

 

Сергей Дмитриевич Красноусов, аспирант кафедры ДиК ЮИ СФУ

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных