banner-150х60_1aa25.jpg

Поступление
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства
Бакалавриат
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии
Стипендии, иные формы материальной поддержки
Стипендиальная комиссия Юридического института
Стоимость обучения
Снижение стоимости
Отделение Сравнительного Правоведения
Конкурс им. Ф. Джессопа
Профессия Юрист
Дневники правовой школы "Профессия "Юрист"
Документы
Магистратура
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Досудебное производство
Публичная власть: правовые основы организации и деятельности
Правосудие по уголовным делам
Корпоративный юрист
Немецкое и российское право
Цифровое право
Антикоррупционная деятельность
Стипендии и премии
Документы
Общие сведения
Расписание
Аспирантура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Выпускники аспирантуры
Стипендии, премии и гранты
Стоимость обучения и способы оплаты
Документы
Специалитет
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Стоимость обучение
Документы
Переход с платного обучения на бесплатное
Дополнительное образование
О центре
Новости
Программы
Диссертационный совет
Диссертанты
Защиты диссертаций
Методические материалы
Методическое обеспечение дисциплин
Электронная библиотека
Правила оформления списка литературы
Юридическая клиника
Новости
Благодарности
О клинике
Отчеты
Документы
Библиотека
Видео ЮК
Графики приема
Маерчака 3, оф. 612
Сурикова 42 (Марковского 35)
Парижской Коммуны, 15
Объявления
Клиника начинает и выигрывает
Уникальные проекты
Студенческая жизнь
Антикоррупционный студенческий клуб
Об АСК СФУ
Положение об антикоррупционном клубе СФУ
Состав АСК
Вступить в АСК СФУ
Структура АСК СФУ
Научное руководство АСК СФУ
Мероприятия
Грантовая деятельность
Победы в конкурсах
Антикоррупционная социальная реклама и пропаганда
Контакты
Профсоюзная организация ЮИ СФУ
Студ. пресс-служба
О нас
Газета "Юристъ"
Центр переводов
Студ. редакция сайта
Международная деятельность и академическая мобильность
Международное сотрудничество
Проекты и программы
Летние правовые школы
Противодействие коррупции
Центр противодействия коррупции СФУ
Антикоррупционный студенческий клуб
Новости и мероприятия
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Часто задаваемые вопросы
Доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация
Центр медиации
О Центре
Медиация
Обучение
Наука
Контакты
Электронная информационно-образовательная среда СФУ (ЭИОС)
Сервис управления аккаутном для доступа к другим сервисам
Мой СФУ
Корпоративная почта для сотрудников
Корпоративная почта для обучающихся
Сервис вебинаров и видеоконференций
Электронные сервисы научной библиотеки
Информационная обучающая система "е-Курсы"
Сервис управления учебным планированием
Документы on-line
Документы для сотрудников
Охрана труда

Календарь новостей 

Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5


Иллюзия прямого действия

alt

В газете «Наш Красноярский край» опубликована статья кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного, административного и муниципального права Л.А.Мицкевич - "Иллюзия прямого действия".

 

 

 

Совершенствование административных процедур обозначено как одно из основных направлений административной реформы в Российской Федерации. Следует заметить, что значительная часть реформ по совершенствованию государственного управления в других странах также была ориентирована на изменение правового регулирования в целях оптимизации административных процедур.
Это обусловлено тем, что административные процедуры процессуально опосредуют взаимоотношения органов исполнительной власти, их должностных лиц и граждан, выступая тем самым в качестве одного из моментов, характеризующих правовое государство. Четкая и понятная гражданам регламентация административных действий органов снижает коррупциогенные риски, содействует транспарентности публичной власти, повышает уровень доверия населения к ее основным институтам.

Без единого документа

Правовое регулирование административных процедур в зарубежных странах осуществляется различным образом, в зависимости от принадлежности к той или иной правовой системе.
В странах континентальной системы права регулирование осуществляется законом в определенной степени универсально для органов государственного управления и основных форм их властной публичной деятельности. Так, например, в Германии действует Закон ФРГ об административной процедуре. Англосаксонская правовая система характеризуется в данной части тем, что в странах этой семьи принимаются нормативные правовые акты для каждого вида административной процедуры и каждого органа государственного управления – административные регламенты.
Таким образом, идеология административной реформы в РФ оказалась сориентирована на опыт стран англосаксонской системы, поэтому основным направлением совершенствования правового регулирования административных процедур стала разработка и принятие административных регламентов. В рекомендациях МЭРТ РФ по разработке административных регламентов осуществления функций и предоставления услуг приводилось следующее обоснование необходимости их принятия.
Во-первых, до принятия административных регламентов не существовало единых требований к структуре и содержанию нормативных правовых актов, устанавливающих порядок реализации органами государственной власти тех или иных полномочий.
Во-вторых, порядок предоставления большинства государственных и муниципальных услуг (исполнения функций) регулировался документами различного уровня, при этом нередко не существовало единого документа, описывающего такой порядок.
Не оценивая справедливость данных утверждений в целом, следует отметить, что существовали и существуют федеральные законы, регулирующие универсальным образом порядок осуществления отдельных функций государственных органов и органов местного самоуправления, например Федеральный закон от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Кроме того, необходимо напомнить, что более 10 лет в стране проходило обсуждение различных вариантов проекта Федерального закона «Об административных процедурах». Однако под влиянием управленческих реалий совершенствование правового регулирования административных процедур пошло по иному пути. Появилось совершенно новое явление в отечественной правовой системе – особый вид подзаконных нормативных правовых актов – административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг.
В действующем законодательстве административные регламенты определяются как нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающие сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.

Нормативная иерархия

Можно сделать вывод о том, что сместились акценты в регулировании взаимоотношений органов публичной власти и граждан – эти отношения стали регулироваться многочисленными подзаконными нормативными актами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Отсюда вытекают следующие основные последствия.
Во-первых, снизился иерархический уровень нормативных правовых актов, регулирующих данные взаимоотношения. Теперь в своей основной массе это не законы, а подзаконные акты. Конечно, сохраняет свое действие конституционное положение о том, что права и обязанности граждан устанавливаются федеральными законами. В постановлении Правительства РФ от 11.11.2005 г. «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» имеется специальное указание на то, что по общему правилу федеральные органы исполнительной власти не вправе устанавливать в административных регламентах полномочия федеральных органов исполнительной власти, не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами президента РФ и Правительства РФ, а также ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов коммерческих и некоммерческих организаций.
Вместе с тем это не отменяет высказанного положения о правовом уровне регулирующего акта, более того, в административных регламентах воспроизводятся дословно положения федеральных законов, что вызывает иллюзию отсутствия принципа прямого действия федерального закона. В качестве примера может быть взят любой регламент, воспроизводящий нормы приведенного выше закона о рассмотрении обращений граждан. Типичным является, например, Административный регламент Министерства финансов Российской Федерации по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок».
С учетом отечественной практики ожидания государственными служащими для реализации любого федерального закона ведомственных актов, определяющих пресловутые «механизмы реализации», можно прогнозировать существенный перенос акцентов на ведомственное нормотворчество. Таким образом, к сожалению, происходит снижение роли и значения федеральных законов в сфере регулирования отношений между государством и гражданином.

Юридическая техника

Также можно отметить, что катастрофическим образом возросло количество нормативных подзаконных актов, опосредующих отношения государства и гражданина. Как свидетельствуют отчетные данные Минэкономразвития РФ за период с 2006 по 2010 год, федеральными органами исполнительной власти утверждено свыше 450 административных регламентов, органами субъектов РФ – свыше 6 000 административных регламентов, органами местного самоуправления – более 4 000. И их количество будет возрастать лавинообразно, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего федерального закона (1 июля 2012 года). Таким образом, граждане и организации должны ознакомиться вместо нескольких законов, регулирующих их отношения с органами государства, с десятками или сотнями административных регламентов.
Хотелось бы заметить, что кроме количества регламентов вызывает напряжение их качество с точки зрения правил юридической техники. Это вполне объяснимо, поскольку в отличие от профессиональной парламентской деятельности большинство служащих органов исполнительной власти, особенно регионального уровня, и органов местного самоуправления не имеют такого опыта нормотворческой деятельности. Не спасают положения развернутые в срочном порядке многочисленные семинары по обучению специалистов правилам разработки административных регламентов. В результате нарушаются требования четкости и понятности изложения, краткости формулирования норм и многие другие требования. Средний объем таких регламентов колеблется от 20 до 50 страниц мелким шрифтом с приложением различных схем и алгоритмов, сложных для восприятия. Справедливости ради следует отметить, что меньшую степень озабоченности вызывает юридическое содержание регламентов. Поскольку административные регламенты – это нормативные правовые акты, они проходят необходимое экспертирование в Министерстве юстиции и в Минэкономразвития, следовательно, нарушения законности должны выявляться на этапе прохождения экспертизы. Вместе с тем за 2009–2010 годы в судах было рассмотрено более 100 дел, связанных с оспариванием законности административных регламентов.
Подводя итоги, можно сказать, что трудно оценить однозначно результативность правового регулирования административных процедур путем принятия административных регламентов. Негативные последствия, обозначенные в данном докладе, лежат на поверхности. Позитивные результаты не так очевидны, значительных социологических исследований пока не проводилось, но отдельные опросы как государственных служащих, так и получателей услуг позволяют говорить о негативном отношении к административным регламентам.
Служащие испытывают трудности, связанные с массовой разработкой новых для них видов нормативных актов – регламентов. Граждане оценивают негативно сложность языка, некоторую «технологизированность» процедур и большой объем текстов административных регламентов. Таким образом, возникают некоторые сомнения в достижимости основных целей данного направления административной реформы – повышения качества и доступности публичных услуг, обеспечения простоты и понятности административных процедур, снижения коррупциогенных факторов в деятельности публичной администрации.

Источник:сайт газеты «Наш Красноярский край»

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных