Календарь новостейАнонсыКонкурсы и грантыТребуются юристы
|
25-26 июня 2010 г. в Санкт-Петербургском государственном университете прошла V Международная научно-практическая конференция «Публично - правовые аспекты передачи властных полномочий».Конференция организована кафедрой государственного и административного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Преподаватель кафедры конституционного и административного права А.Ф. Васильева приняла участие в конференции и выступила с докладом «Осуществление субъектами частного права публичных функций по немецкому и российскому административному праву» на секции «Административно-правовые аспекты передачи властных полномочий». В докладе была представлена правовая характеристика передачи государственно-властных полномочий субъектам частного права, реализация государственно-властных полномочий субъектам частного права, немецкий опыт.
География участников конференции обширна – Санкт-Петербург, Москва, Берлин, Красноярск, Екатеринбург, Воронеж, Волгоград, Калининград, Самара и др. В рамках конференции последовательно работали три секции:
Последовательность секций позволила всем участникам конференции работать на каждой секции и с позиции междисциплинарного подхода рассмотреть различные аспекты передачи властных полномочий. Не претендуя на полный (стенографический) обзор докладов, сделанных на конференции, хотелось бы, тем не менее, представить основные моменты. Несмеянова С.Э., д.ю.н., профессор кафедры конституционного права Уральской государственной юридической академии (г.Екатеринбург) в докладе «Конституционно-правовые основы передачи публично-властных полномочий» сформулировала важный тезис об отсутствии в действующем законодательстве единой терминологии. Законодатель использует такие понятия как «наделение», «передача», «делегирование», «возложение», при этом не проводит различий при использовании данных понятий. Этот же тезис поддержан и Игнатюк Н.А., к.ю.н., ведущий сотрудник НИИИ «Современные технологии» в докладе «Правовые основания принятия решения о передаче властных полномочий». Гриценко Е.В., д.ю.н., профессор кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ в докладе «Передача полномочий в системе публично-властных отношений» представила системное видение передачи полномочий между различными уровнями публичной власти (взаимная передача между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; между государственной властью и местным самоуправлением; передача Российской Федерации части своих полномочий межгосударственным объединениям). В докладе была затронута такая проблема, как определение «максимума» передаваемых полномочий с одного уровня власти на другой. Сивицкий В.Н., к.ю.н., заместитель руководителя Секретариата Конституционного Суда РФ представил теоретическую конструкцию переданных органам местного самоуправления непосредственно Федеральным законом № 131 отдельных государственных полномочий. Шугрина Е.С., д.ю.н., профессор кафедры конституционного и муниципального права МГЮА им. О.Е. Кутафина в докладе «Передача публично-властных полномочий между муниципальными образованиями разных видов: проблемы правового регулирования и правоприменительной практики» обратила внимание участников на следующие насущные научно-практические трудности: природа соглашений о передаче публично-властных полномочий, заключаемых между муниципальными образованиями; объем передаваемых полномочий;разграничение понятий «вопросы местного значения» и «полномочия»; существенные условия соглашения и правовые последствия их несоблюдения; подведомственность споров, вытекающих из соглашений. Мотякова О.А., к.ю.н., руководитель Аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам местного значения в докладе «Некоторые проблемные вопросы разграничения собственных и переданных полномочий в компетенции муниципальных образований» особое внимание уделила вопросу ответственности за реализацию переданных полномочий органам местного самоуправления. Бурхард Брайт, профессор Свободного университета Берлина выступил с докладом «Правовые последствия сделок с участием муниципалитетов, связанных с финансовыми спекуляциями». В докладе была представлена немецкая актуальная проблемная практика таких сделок, а также ограничения для хозяйственной деятельности муниципальных образований: хозяйственная деятельность должна осуществляться только в рамках задач, стоящих перед муниципалитетом, а не только с целью получения прибыли; принцип субсидиарности по отношению к частным предприятиям; соразмерность хозяйственной деятельности хозяйственному потенциалу муниципалитета. Бабелюк Е.Г., к.ю.н., доцент кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ в докладе «Способы обеспечения исполнения обязанностей при передаче властных полномочий» выделила две модели передачи властных полномочий: передача властных полномочий публичному субъекту и передача властных полномочий частному субъекту, отметив, что каждому способу передачи властных полномочий свойственны свои способы обеспечения их исполнения. Для первой модели передачи властных полномочий механизм обеспечения исполнения переданных полномочий включает в себя финансирование, согласование структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, дачу обязательных для исполнения предписаний, осуществление контроля. Белов С.А., к.ю.н., доцент кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ выступил с докладом «Баланс конституционных ценностей при делегировании властных полномочий» на основе анализа практики Конституционного Суда РФ и практики Конституционных Судов зарубежных стран сформулировал положения, которые необходимо учитывать при делегировании властных полномочий: определенность, конкретность передаваемого полномочия; определение целей, с которыми реализуется переданное полномочие; защита конкуренции при передаче публичной функции; обеспечение контроля; сохранение ответственности у государства. Винницкий А.В., к.ю.н., старший преподаватель УрГЮА в докладе «Передача государственных функций юридическим лицам публичного права: состояние, проблемы и перспективы» затронул активно обсуждаемую в отечественной литературе в настоящий момент конструкцию юридического лица публичного права. Винницким В.А. была предложена классификация юридических лиц публичного права, их признаки; деление передаваемых функций на властные и невластные; обозначены существующие на практике проблемы, связанные с передачей государственных функций юридическим лицам публичного права (неопределенность правовой природы правоотношений, складывающихся между юридическим лицом публичного права и третьими лицами и т.д.). Ногина О.А. к.ю.н., доцент кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ выступила с докладом «Властные полномочия государственных внебюджетных фондов», в котором отметила, что государственные внебюджетные фонды можно рассматривать как разновидностью юридического лица публичного права, они наделены такими государственно-властными полномочиями, как издание нормативных правовых актов, осуществление контроля, принятие индивидуально-властных решений. В свете нового законодательства о государственных учреждениях высказала мнение о несовпадении государственного внебюджетного фонда (как государственного учреждения) с конструкцией государственного учреждения. Васильева С.В., к.ю.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права ГУ-ВШЭ в докладе «Саморегулирование в системе власти как основание для передачи публично-властных полномочий» (в соавторстве с Лебедевым А.О., Чаплинским А.В.) представила характеристику таких аспектов саморегулирования, как социальная ценность саморегулирования, его сферы, границы «минимального государства», что может передаваться на саморегулирование. Шевелева Н.А., д.ю.н., профессор, заведующая кафедрой государственного и административного права юридического факультета СПбГУ в докладе «Правовое регулирование субвенций, сопровождающих передачу государственных полномочий» отметила, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ передача государственных полномочий сопровождается предоставлением субвенций. Однако действующее законодательство предусматривает реализацию переданных полномочий субъектами РФ за счет собственных средств, без предоставления средств из федерального бюджета. Были рассмотрены вопросы возврата субвенции, указано на то, что порядок возврата субвенций не урегулирован. Проблемы передачи властных полномочий в бюджетном праве были рассмотрены в докладе Васяниной Е.Л., к.ю.н., старшего преподавателя кафедры финансового права УрГЮА. Кустова М.В., к.ю.н., доцент кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ представила в докладе правовые особенности администрирования доходов бюджетов одного уровня бюджетной системы органами публичной власти другого уровня бюджетной системы. В завершении конференции состоялась научная дискуссия.
|