Календарь новостейАнонсыКонкурсы и грантыТребуются юристы
|
Научный кружок по уголовному процессу: некоторые итогиПроблемных вопросов в науке уголовного процесса не сосчитать, их глубокое изучение требует много времени и усердия, но оно же может приносить огромное удовольствие, если правильно организовать его процесс.
Именно таким образом построена работа в рамках научного кружка по изучению проблем уголовного процесса, созданного в начале 2012-2013 учебного года под руководством доктора юридических наук, профессора Анатолия Сергеевича Барабаша и ассистента кафедры уголовного процесса Александра Александровича Брестера. В состав кружка вошла группа студентов третьего и четвертого курсов юридического факультета, желающих углубить знания по уголовно-процессуальному. Деятельность этого студенческо-преподавательского объединения значительно отличается от классического представления о научном кружке. Во-первых, рабочее пространство для научных дискуссий организовывается самими студентами. Во-вторых, эффективной работе благоприятствует неформальная обстановка встреч: студенты и преподаватели выступают по отношению друг к другу как коллеги, обсуждение сопровождается чаепитием, допускаются отступления от оговоренной темы, если участник кружка считает важным поделиться с остальными какой-либо актуальной научной информацией. Заседания кружка проводятся в среднем два раза в месяц и всегда имеют заранее обговоренную тему. Прежде всего, обсуждение касается исследований самих студентов в рамках написания ими курсовых или выпускных квалификационных работ, статей или подготовки докладов на научные конференции. Исследования в 2012-2013 учебном году затронули многие проблемы науки уголовного процесса: роли защитника и прокурора в уголовном процессе, возбуждение уголовного дела, изменение обвинения, возвращение уголовного дела прокурору, отказ прокурора от государственного обвинения, упрощенное производство, вопросы достаточности доказательств в уголовном судопроизводстве и другие. Все студенты занимаются научно-прикладными исследованиями под научным руководством А.С. Барабаша или А.А. Брестера. Встречи, посвященные исследованию членов кружка, состоят из краткого доклада исследователя и совместного конструктивного обсуждения содержания этого доклада и проблемы в целом всеми студентами и преподавателями. Такое обсуждение продуктивно благодаря успешному усвоению студентами основ уголовного процесса РФ: его начала, назначения, понятия, принципов и т.д.; на основании этого понимания студентами решались и будут в дальнейшем решаться частные научные вопросы, которые затрагиваются в их исследованиях. Каждый докладчик испытал на себе здоровую критику со стороны остальных участников кружка, которая помогала направить исследование в нужное русло и исправить допущенные недочеты. Такие встречи оказывали каждому студенту посильную помощь в его исследовании, ведь в одиночку порой сложно оценить проблему со всех сторон. На заседаниях студенты «оттачивали» доклады, впоследствии представленные ими на конференции в ЮИ СФУ 18-19 апреля 2013 года, а также на конференциях в других вузах РФ: Омском государственном университете, Томском государственном университете, Уральской государственной юридической академии. На всех конференциях благодаря такой качественной подготовке студенты уверенно отстаивали свои позиции, несмотря на то, что выводы, сделанные в докладах, зачастую противоречили взглядам на решение уголовно-процессуальных проблем других участников и даже ведущих секций уголовного процесса. По возвращении с конференций участники на очередной встрече делились впечатлениями от докладов других студентов, обозначали реакцию на свои доклады, в результате чего полезный опыт от участия в конференциях получали все члены кружка. Кроме того, на заседаниях преподавателями и студентами обсуждались проекты законов и другие акты, содержащие сведения о возможных перспективах изменений уголовно-процессуального законодательства. По результатам встреч студентами составлялись заключения, содержащие подробный анализ предложенных изменений. В частности, Анастасией Муравьёвой по итогам обсуждения 26.10.2012 было составлено заключение по «Дорожной Карте дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации», содержащее обоснованную критику положений данной «Карты» относительно реформирования этапа возбуждения уголовного дела. Заключение было размещено в соответствующем разделе электронной библиотеки кафедры уголовного процесса и стало достоянием широкой аудитории в интернет-пространстве. Впоследствии данный анализ пригодился А. Муравьевой при написании выпускной квалификационной работы по проблемам возбуждения уголовных дел. Наталья Ларкина по результатам обсуждения 09.11.2012 составила заключение на проект Федерального Закона, касающегося введения сокращенной формы дознания. Заключение содержало анализ изменений, понятную схему деятельности органов дознания при реализации этой весьма сложной формы. Позже, после вступления в силу указанных изменений, ссылка на заключение Н. Ларкиной была размещена в живом журнале А.А. Брестера, и оно вызвало высокий интерес среди пользователей сайта, интересующихся уголовным процессом. Мария Ларкина обобщила выводы, сделанные участниками кружка в отношении предложения законодателя о сокращении привлечения понятых к участию в производстве ряда следственных действий. Указанные заключения сестер Ларкиных также размещены в электронной библиотеке на сайте Юридического института СФУ в разделе студенческой науки. Не смотря на то, что любое собрание кружка требовало от всех участников концентрации внимания и активной мыслительной работы, каждый покидал встречу с чувством удовлетворения, так как ощущал значительную пользу от проведенной работы. Кроме очевидного развития навыков мышления, аргументации, выступления, использования понятийного аппарата участие в кружке принесло дополнительную пользу. В частности, студенты при участии в работе кружка осознали несостоятельность страха по отношению к лицу, имеющему высокий научный и должностной статус, благодаря формированию в рамках деятельности научного кружка равных отношений между участниками вне зависимости от их положения. Студенты, работавшие в кружке на протяжении всего прошедшего учебного года, ощутили заметную пользу от участия в нем: студенты третьего курса показали хорошие результаты на сдаче экзамена по уголовному процессу, студенты, переходящие на пятый курс, уже подготовили солидную основу для написания дипломной работы, выпускники-бакалавры уже близки к успешной защите выпускных работ.
|