banner-150х60_1aa25.jpg

Поступление
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства
Бакалавриат
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии
Стипендии, иные формы материальной поддержки
Стипендиальная комиссия Юридического института
Стоимость обучения
Снижение стоимости
Отделение Сравнительного Правоведения
Конкурс им. Ф. Джессопа
Профессия Юрист
Дневники правовой школы "Профессия "Юрист"
Документы
Магистратура
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Досудебное производство
Публичная власть: правовые основы организации и деятельности
Правосудие по уголовным делам
Корпоративный юрист
Немецкое и российское право
Цифровое право
Антикоррупционная деятельность
Стипендии и премии
Документы
Общие сведения
Расписание
Аспирантура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Выпускники аспирантуры
Стипендии, премии и гранты
Стоимость обучения и способы оплаты
Документы
Специалитет
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Стоимость обучение
Документы
Переход с платного обучения на бесплатное
Дополнительное образование
О центре
Новости
Программы
Диссертационный совет
Диссертанты
Защиты диссертаций
Методические материалы
Методическое обеспечение дисциплин
Электронная библиотека
Правила оформления списка литературы
Юридическая клиника
Новости
Благодарности
О клинике
Отчеты
Документы
Библиотека
Видео ЮК
Графики приема
Маерчака 3, оф. 612
Сурикова 42 (Марковского 35)
Парижской Коммуны, 15
Объявления
Клиника начинает и выигрывает
Уникальные проекты
Студенческая жизнь
Антикоррупционный студенческий клуб
Об АСК СФУ
Положение об антикоррупционном клубе СФУ
Состав АСК
Вступить в АСК СФУ
Структура АСК СФУ
Научное руководство АСК СФУ
Мероприятия
Грантовая деятельность
Победы в конкурсах
Антикоррупционная социальная реклама и пропаганда
Контакты
Профсоюзная организация ЮИ СФУ
Студ. пресс-служба
О нас
Газета "Юристъ"
Центр переводов
Студ. редакция сайта
Международная деятельность и академическая мобильность
Международное сотрудничество
Проекты и программы
Летние правовые школы
Противодействие коррупции
Центр противодействия коррупции СФУ
Антикоррупционный студенческий клуб
Новости и мероприятия
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Часто задаваемые вопросы
Доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация
Центр медиации
О Центре
Медиация
Обучение
Наука
Контакты
Электронная информационно-образовательная среда СФУ (ЭИОС)
Сервис управления аккаутном для доступа к другим сервисам
Мой СФУ
Корпоративная почта для сотрудников
Корпоративная почта для обучающихся
Сервис вебинаров и видеоконференций
Электронные сервисы научной библиотеки
Информационная обучающая система "е-Курсы"
Сервис управления учебным планированием
Документы on-line
Документы для сотрудников
Охрана труда

Календарь новостей 

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1


О работе круглого стола «Социальное партнерство в условиях финансово-экономического кризиса»

IMG_20160914_102030_759a6.jpgКруглый стол  «Социальное партнерство в условиях финансово-экономического кризиса» проходил 14 сентября 2016 г. В его работе принимали участие представители судебных органов, администрации г. Красноярска, руководящие работники Федерации профсоюзов Красноярского края (ФПКК) и отраслевых профсоюзных организаций Красноярского края, д.ю.н., профессор Специального высшего учебного заведения Эрфурт (ФРГ) Хайнц-Петер Моритц, преподаватели кафедры Трудового и экологического права Юридического института СФУ.

В рамках Круглого стола  обсуждались следующие вопросы: роль государства в социальном партнерстве; представительство профсоюзов в социальном партнерстве; формы социального партнерства и перспективы развития производственной демократии в России; акты социального партнерства: опыт России и Германии. 

IMG_20160914_100348_b3a22.jpgУчастники в своих выступлениях характеризовали социальное партнерство как элемент общественной безопасности, благодаря которому осуществляется защита прав граждан на мико- и макроуровнях. При этом особенно отмечалось, что права, которые осуществляются в рамках социального партнерства, называются коллективными правами работников, представляющими собой часть системы гарантированных государством прав работников, в которых отражаются коллективные интересы. Их реализация осуществляется в коллективной форме, они отличаются коллективным представительством и имеют конечной целью улучшение правового и фактического положения каждого работника. Все это в определенной мере затрудняет их защиту с помощью коллективных акций. Такое мнение высказал В.А. Дрожжаков  –  председатель Красноярской краевой организации Профсоюза работников АПК РФ.

В выступлении С.П. Басалаевой (канд. юрид. наук, доцент кафедры Трудового и экологического права ЮИ СФУ) было предложено разделить формы социального партнерства на две группы: 1) формы взаимодействия работников и работодателей между собой; 2) формы участия социальных партнеров в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в социально-трудовой сфере. С учетом этого целесообразно было бы в статье 27 ТК РФ отказаться от исчерпывающего перечня форм социального партнерства и указать на возможность существования иных форм с учетом интересов социальных партнеров. Однако,  хотя это напрямую и не установлено законодателем, С.П. Басалаева полагает, что стороны вправе самостоятельно определять и иные формы социального партнерства, исходя из  смысла самого социального партнерства  и правила о допустимости установления на локальном уровне любых условий, улучшающих положение работника. Кроме того, на локальном уровне возможно и развитие законодательно установленных форм: установление перечня случаев, в которых обязательным является поведения взаимных консультаций, установлении порядка проведения консультаций и правовых последствий их результатов  и т.п.
Социальное партнерство можно рассматривать и как механизм регулирования социально-трудовых отношений, и как правовой институт, и как особый вид общественных отношений, и как правовой принцип. Об этом говорила Е.И. Петрова  –   зав. кафедрой Трудового и экологического права ЮИ СФУ. И во всех этих значениях сущность социального партнерства раскрывается через определенные компоненты, которые представляют одинаково высокую значимость. Экономический компонент, например, проявляется в обеспечении баланса между частными интересами и интересами публичными в рыночной экономике. Это предполагает, по крайней мере, то, что свободное распределение материальных благ должно быть организовано так, чтобы минимизировать такое негативное явление как бедность.

К экономическому компоненту примыкают политический и правовой. Первый предполагает, что социальное благополучие, в том числе и в сфере общественного труда, достигается только при постоянном соответствии цели и средств ее достижения. Правовой же компонент выражается в осмыслении права как идеала, к которому нужно стремиться складывающемуся в сфере труда общественному порядку.

И наконец, нельзя забывать и о культурном компоненте. Культура –  системообразующий элемент государственного строительства, а культурные ценности должны являться фундаментом всяческих государственных преобразований. И если мы говорим о социальном партнерстве как о явлении, которое способствует социальному миру, то надлежащему формированию такого понимания у граждан страны следует уделять особое внимание.

Председатель Красноярской краевой организации Российского профессионального союза работников культуры О.А. Гаговская выступила с сообщением о роли коллективного договора в регулировании трудовых отношений с работниками культуры. Коллективный договор, как акт договорного права, предполагает наличие совокупности прав и обязанностей обеих сторон – работников и работодателей. Права и обязанности сторон коллективного договора должны корреспондирующий характер.

Однако при установлении взаимных прав и обязанностей сторон должно быть соблюдено действующее законодательство, а именно правило о недопустимости включения условий, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.  Возложение же на работников любых дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены трудовым законодательством, следует рассматривать как ограничение гарантированных им прав. С учетом указанного ограничения свободы сторон при разработке коллективного договора в пользу работников, можно сделать вывод, что коллективный договор является неким актом социального характера, устанавливающим набор дополнительных гарантий работником («соцпакет»), лежащим в сфере социальной ответственности бизнеса, в рамках которой предприниматель «делится» с работниками частью прибыли. Опосредованно интерес работодателя в таких социальных действиях понятен. Это улучшение качества рабочей силы, способов ее воспроизводства, возможность привлечения и сохранения квалифицированных работников, а, значит, и повышение производительности труда. Когда-то Генри Форд сформулировал десять правил разумного предпринимателя, и одно из них гласит: «Кто хорошо живет, тот хорошо работает». Но все же это интерес опосредованный, эффект его реализации наступает только в средне- и долгосрочной перспективах. В  краткосрочной же перспективе – здесь и сейчас – это, прежде всего, финансовые затраты, а это зачастую работодателю уже неинтересно. Во-первых, правосознание российского предпринимательства еще не сильно доросло до идеалов социальной ответственности, а, во-вторых, для реализации социальных программ через институт коллективного договора в реальности нужны средства.

Судья Красноярского краевого суда В.А.Емельянов остановился в своем выступлении на практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с оплатой труда. Обязательность выполнения коллективного договора является одним из важнейших принципов социального диалога.

Однако судебная практика разрешения трудовых споров в части исполнения обязательств коллективных договоров не всегда свидетельствует о соблюдении основополагающего принципа социального партнерства. Предметом рассматриваемых судами трудовых дел является широкий круг вопросов, включая споры о взыскании вознаграждения по итогам работы за год, взыскании вознаграждения за выслугу лет, индексации заработной платы, о взыскании денежной компенсации за туристическую путевку, о  начислении пенсионных взносов, начислении выплат негосударственной пенсии, о выплате компенсации на погашение процентов за пользование кредитом по кредитному договору (в рамках программ ипотечного кредитования). Весьма распространенными являются разногласия между работником и работодателем, основанные на незнании и иногда непонимании норм локальных нормативных актов.

Помимо индивидуальных трудовых споров в суде могут рассматриваться и коллективные. В случае если все-таки возник коллективный трудовой спор, то в судебном порядке не рассматриваются конкретные требования той или иной стороны, а разрешается лишь вопрос о законности забастовки. Само российское законодательство вслед за международно-правовыми нормами направлено на разрешение коллективного спора путем проведения сторонами совместных мероприятий и поиска взаимоприемлемых решений в рамках возможностей социального партнерства. Поэтому судебная практика по рассмотрению коллективных споров, касающихся заключения, изменения и выполнения коллективных договоров (и дошедших до стадии забастовки) немногочисленна.

Доцент кафедры Трудового и экологического права канд. юрид. наук А.Ю. Кухаренко остановилась на вопросах правового регулирования ответственности за нарушение законодательства о социальном партнерстве.
На современном этапе реформирования трудового законодательства такой институт трудового права, как ответственность в сфере труда, занимает одно из видных мест в регулировании трудовых отношений. Важнейший фактор эффективности применения трудового законодательства  – это его четкость. Раздел II ТК РФ «Социальное партнерство в сфере труда» включает гл. 9 «Ответственность сторон социального партнерства» (ст. 54, 55). Ею предусмотрено, что представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом (ч. 1 ст. 54 ТК РФ).
Аналогично регламентируется ответственность лиц, виновных в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ч. 2 ст. 54 ТК РФ), а также лиц, представляющих работодателя либо представляющих работников, виновных в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (ст. 55 ТК РФ).
При этом ответственность в виде штрафа в случаях, зафиксированных в ст. 54, 55 ТК РФ, является административно-правовой и установлена в ст. 5.28 ‒ 5.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ, входящих в главу«Административные правонарушения, посягающие на права граждан».

По мнению А.Ю. Кухаренко, надо обратить внимание на то, что круг правонарушений в сфере социального партнерства в соответствии с КоАП РФ шире, чем это предусмотрено ТК РФ.

В ТК РФ и КоАП РФ по-разному определен круг лиц, привлекаемых к административной ответственности за одни и те же правонарушения в сфере социального партнерства. Согласно ТК РФ субъектами данной ответственности, в зависимости от ее основания, являются представители сторон социального партнерства (ст. 54, 55) либо представители работодателя (ч. 1 ст. 416). В КоАП РФ к субъектам ответственности за соответствующие нарушения прав граждан отнесены только работодатель или лицо, его представляющее.

Моритц Хайнц-Петер (д.ю.н., профессор Специального высшего учебного заведения Эрфурт) поделился опытом правового регулирования социального партнерства в Германии.

Существующая в Федеративной Республике Германии система социального партнерства дает возможность решать спорные вопросы не с помощью забастовок, а за столом переговоров, путем поиска взаимного согласия, уравновешения интересов разных социальных групп населения вместо их противопоставления. Социальное партнерство предусматривает в качестве своих принципов разумный компромисс. Система социального партнерства на уровне промышленных объединений, концернов, фирм и предприятий в Германии известна как производственная, или трудовая, демократия. Она регулируется специальными законами.  В Германии существует тарифная автономия: союзы работодателей и профсоюзы наемных работников имеют право заключать тарифные соглашения (коллективные договоры) без вмешательства государства.
Германские профсоюзы не зависят от политических партий и церкви. Для своих членов у профсоюзов имеются многочисленные учебные заведения. Вступать в профсоюзы никого не принуждают. В ФРГ нет системы "closed shop", т. е. предприятий, куда по соглашению между профсоюзами и предпринимателями на работу принимаются только лица, являющиеся членами профсоюза.          

Существуют два основных вида коллективных договоров, заключаемых отдельными профсоюзами с союзами работодателей или с отдельными работодателями. Договоры о тарифной сетке регулируют оплату труда рабочих и служащих. Как правило, они заключаются на один год. В типовых коллективных договорах, которые обычно заключаются на несколько лет, регулируются такие вопросы общего характера, как продолжительность рабочего времени, отпуска, сроки увольнений (если таковые предусматриваются), оплата сверхурочных работ и многое другое.
Кроме того, существуют специальные коллективные договоры. В них регулируются особые вопросы, например профессионально-технического обучения, дополнительного социального обеспечения по старости, защиты от мер по рационализации производства и т. п.

Стороны в принципе свободны в определении содержания коллективных договоров. В своих соглашениях, однако, они должны учитывать положения Основного закона (Конституции) и обязательное статутное право. Например, они обязаны учитывать определенное законом максимальное рабочее время в неделю, которое составляет 48 часов. В действительности же почти у всех наемных работников договорное время меньше 40 часов, у некоторых даже 35 часов. Аналогичным образом дело обстоит и с отпуском, продолжительность которого закон устанавливает в 24 рабочих дня, между тем как по договору отпуск составляет обычно 6 недель, а иногда и больше.

В ФРГ забастовочная борьба разрешена только по вопросам, связанным с заключением коллективных договоров.
Праву профсоюзов на забастовки работодатели противопоставляют локаут. Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный конституционный суд, хотя и с определенными ограничениями, утвердили локаут как допустимое средство борьбы. Однако отношение общественности к локауту остается спорным.

 С лекциями профессора Хайнца Петера Моритца Вы можете ознакомиться по ссылке \\hp1\films\!2016\7.8.9.10.09.2016 Лекции профессора  Моритца\ (действует только на территории Юридического института).

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных