Календарь новостейАнонсыКонкурсы и грантыТребуются юристы
|
О работе круглого стола «Социальное партнерство в условиях финансово-экономического кризиса»Круглый стол «Социальное партнерство в условиях финансово-экономического кризиса» проходил 14 сентября 2016 г. В его работе принимали участие представители судебных органов, администрации г. Красноярска, руководящие работники Федерации профсоюзов Красноярского края (ФПКК) и отраслевых профсоюзных организаций Красноярского края, д.ю.н., профессор Специального высшего учебного заведения Эрфурт (ФРГ) Хайнц-Петер Моритц, преподаватели кафедры Трудового и экологического права Юридического института СФУ. В рамках Круглого стола обсуждались следующие вопросы: роль государства в социальном партнерстве; представительство профсоюзов в социальном партнерстве; формы социального партнерства и перспективы развития производственной демократии в России; акты социального партнерства: опыт России и Германии. Участники в своих выступлениях характеризовали социальное партнерство как элемент общественной безопасности, благодаря которому осуществляется защита прав граждан на мико- и макроуровнях. При этом особенно отмечалось, что права, которые осуществляются в рамках социального партнерства, называются коллективными правами работников, представляющими собой часть системы гарантированных государством прав работников, в которых отражаются коллективные интересы. Их реализация осуществляется в коллективной форме, они отличаются коллективным представительством и имеют конечной целью улучшение правового и фактического положения каждого работника. Все это в определенной мере затрудняет их защиту с помощью коллективных акций. Такое мнение высказал В.А. Дрожжаков – председатель Красноярской краевой организации Профсоюза работников АПК РФ. В выступлении С.П. Басалаевой (канд. юрид. наук, доцент кафедры Трудового и экологического права ЮИ СФУ) было предложено разделить формы социального партнерства на две группы: 1) формы взаимодействия работников и работодателей между собой; 2) формы участия социальных партнеров в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в социально-трудовой сфере. С учетом этого целесообразно было бы в статье 27 ТК РФ отказаться от исчерпывающего перечня форм социального партнерства и указать на возможность существования иных форм с учетом интересов социальных партнеров. Однако, хотя это напрямую и не установлено законодателем, С.П. Басалаева полагает, что стороны вправе самостоятельно определять и иные формы социального партнерства, исходя из смысла самого социального партнерства и правила о допустимости установления на локальном уровне любых условий, улучшающих положение работника. Кроме того, на локальном уровне возможно и развитие законодательно установленных форм: установление перечня случаев, в которых обязательным является поведения взаимных консультаций, установлении порядка проведения консультаций и правовых последствий их результатов и т.п. К экономическому компоненту примыкают политический и правовой. Первый предполагает, что социальное благополучие, в том числе и в сфере общественного труда, достигается только при постоянном соответствии цели и средств ее достижения. Правовой же компонент выражается в осмыслении права как идеала, к которому нужно стремиться складывающемуся в сфере труда общественному порядку. И наконец, нельзя забывать и о культурном компоненте. Культура – системообразующий элемент государственного строительства, а культурные ценности должны являться фундаментом всяческих государственных преобразований. И если мы говорим о социальном партнерстве как о явлении, которое способствует социальному миру, то надлежащему формированию такого понимания у граждан страны следует уделять особое внимание. Председатель Красноярской краевой организации Российского профессионального союза работников культуры О.А. Гаговская выступила с сообщением о роли коллективного договора в регулировании трудовых отношений с работниками культуры. Коллективный договор, как акт договорного права, предполагает наличие совокупности прав и обязанностей обеих сторон – работников и работодателей. Права и обязанности сторон коллективного договора должны корреспондирующий характер. Однако при установлении взаимных прав и обязанностей сторон должно быть соблюдено действующее законодательство, а именно правило о недопустимости включения условий, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Возложение же на работников любых дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены трудовым законодательством, следует рассматривать как ограничение гарантированных им прав. С учетом указанного ограничения свободы сторон при разработке коллективного договора в пользу работников, можно сделать вывод, что коллективный договор является неким актом социального характера, устанавливающим набор дополнительных гарантий работником («соцпакет»), лежащим в сфере социальной ответственности бизнеса, в рамках которой предприниматель «делится» с работниками частью прибыли. Опосредованно интерес работодателя в таких социальных действиях понятен. Это улучшение качества рабочей силы, способов ее воспроизводства, возможность привлечения и сохранения квалифицированных работников, а, значит, и повышение производительности труда. Когда-то Генри Форд сформулировал десять правил разумного предпринимателя, и одно из них гласит: «Кто хорошо живет, тот хорошо работает». Но все же это интерес опосредованный, эффект его реализации наступает только в средне- и долгосрочной перспективах. В краткосрочной же перспективе – здесь и сейчас – это, прежде всего, финансовые затраты, а это зачастую работодателю уже неинтересно. Во-первых, правосознание российского предпринимательства еще не сильно доросло до идеалов социальной ответственности, а, во-вторых, для реализации социальных программ через институт коллективного договора в реальности нужны средства. Судья Красноярского краевого суда В.А.Емельянов остановился в своем выступлении на практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с оплатой труда. Обязательность выполнения коллективного договора является одним из важнейших принципов социального диалога. Однако судебная практика разрешения трудовых споров в части исполнения обязательств коллективных договоров не всегда свидетельствует о соблюдении основополагающего принципа социального партнерства. Предметом рассматриваемых судами трудовых дел является широкий круг вопросов, включая споры о взыскании вознаграждения по итогам работы за год, взыскании вознаграждения за выслугу лет, индексации заработной платы, о взыскании денежной компенсации за туристическую путевку, о начислении пенсионных взносов, начислении выплат негосударственной пенсии, о выплате компенсации на погашение процентов за пользование кредитом по кредитному договору (в рамках программ ипотечного кредитования). Весьма распространенными являются разногласия между работником и работодателем, основанные на незнании и иногда непонимании норм локальных нормативных актов. Помимо индивидуальных трудовых споров в суде могут рассматриваться и коллективные. В случае если все-таки возник коллективный трудовой спор, то в судебном порядке не рассматриваются конкретные требования той или иной стороны, а разрешается лишь вопрос о законности забастовки. Само российское законодательство вслед за международно-правовыми нормами направлено на разрешение коллективного спора путем проведения сторонами совместных мероприятий и поиска взаимоприемлемых решений в рамках возможностей социального партнерства. Поэтому судебная практика по рассмотрению коллективных споров, касающихся заключения, изменения и выполнения коллективных договоров (и дошедших до стадии забастовки) немногочисленна. Доцент кафедры Трудового и экологического права канд. юрид. наук А.Ю. Кухаренко остановилась на вопросах правового регулирования ответственности за нарушение законодательства о социальном партнерстве. По мнению А.Ю. Кухаренко, надо обратить внимание на то, что круг правонарушений в сфере социального партнерства в соответствии с КоАП РФ шире, чем это предусмотрено ТК РФ. В ТК РФ и КоАП РФ по-разному определен круг лиц, привлекаемых к административной ответственности за одни и те же правонарушения в сфере социального партнерства. Согласно ТК РФ субъектами данной ответственности, в зависимости от ее основания, являются представители сторон социального партнерства (ст. 54, 55) либо представители работодателя (ч. 1 ст. 416). В КоАП РФ к субъектам ответственности за соответствующие нарушения прав граждан отнесены только работодатель или лицо, его представляющее. Моритц Хайнц-Петер (д.ю.н., профессор Специального высшего учебного заведения Эрфурт) поделился опытом правового регулирования социального партнерства в Германии. Существующая в Федеративной Республике Германии система социального партнерства дает возможность решать спорные вопросы не с помощью забастовок, а за столом переговоров, путем поиска взаимного согласия, уравновешения интересов разных социальных групп населения вместо их противопоставления. Социальное партнерство предусматривает в качестве своих принципов разумный компромисс. Система социального партнерства на уровне промышленных объединений, концернов, фирм и предприятий в Германии известна как производственная, или трудовая, демократия. Она регулируется специальными законами. В Германии существует тарифная автономия: союзы работодателей и профсоюзы наемных работников имеют право заключать тарифные соглашения (коллективные договоры) без вмешательства государства. Существуют два основных вида коллективных договоров, заключаемых отдельными профсоюзами с союзами работодателей или с отдельными работодателями. Договоры о тарифной сетке регулируют оплату труда рабочих и служащих. Как правило, они заключаются на один год. В типовых коллективных договорах, которые обычно заключаются на несколько лет, регулируются такие вопросы общего характера, как продолжительность рабочего времени, отпуска, сроки увольнений (если таковые предусматриваются), оплата сверхурочных работ и многое другое. Стороны в принципе свободны в определении содержания коллективных договоров. В своих соглашениях, однако, они должны учитывать положения Основного закона (Конституции) и обязательное статутное право. Например, они обязаны учитывать определенное законом максимальное рабочее время в неделю, которое составляет 48 часов. В действительности же почти у всех наемных работников договорное время меньше 40 часов, у некоторых даже 35 часов. Аналогичным образом дело обстоит и с отпуском, продолжительность которого закон устанавливает в 24 рабочих дня, между тем как по договору отпуск составляет обычно 6 недель, а иногда и больше. В ФРГ забастовочная борьба разрешена только по вопросам, связанным с заключением коллективных договоров. С лекциями профессора Хайнца Петера Моритца Вы можете ознакомиться по ссылке \\hp1\films\!2016\7.8.9.10.09.2016 Лекции профессора Моритца\ (действует только на территории Юридического института).
|