Календарь новостейАнонсыКонкурсы и грантыТребуются юристы
|
Новые технологии – в воспитательную работу с несовершеннолетними осужденнымиВ Канской воспитательной колонии ГУФСИН России по Красноярскому краю прошел межрегиональный семинар по вопросам социальной адаптации несовершеннолетних осужденных. Научными руководителями семинара выступили преподаватели Юридического института СФУ: заведующий кафедрой уголовного процесса, кандидат юридических наук, доцент А.Д.Назаров и старший преподаватель кафедры криминологии и деликтологии Н.А.Никитина. Семинар «Инновационные технологии воспитательно-реабилитационной работы с несовершеннолетними осужденными в контексте взаимодействия с образовательными, научными, общественными и религиозными организациями» адресован был, прежде всего, персоналу воспитательных колоний и сотрудникам территориальных органов УИС, а также – представителям образовательных, научных, общественных, религиозных организаций и властных структур. В семинаре приняли участие представители воспитательных колоний из Кемеровской, Иркутской, Томской областей и г. Москвы. Почетными гостями мероприятия стали – руководитель программ Московского офиса «Международной Тюремной Реформы» А.Я.Покрас, Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае И.Ю.Мирошникова. В течение трех дней, с 13 по 15 марта, участники семинара знакомились с инновационными технологиями в работе с несовершеннолетними осужденными, участвовали в различных мастер-классах и тренингах. Работа семинара началась со знакомства с Канской воспитательной колонией. Гостям показали, в каких условиях проживают несовершеннолетние осужденные, где они учатся, получают специальность, проводят свой досуг. По единодушному мнению посетителей, условия отбывания наказания в учреждении и методы работы с подростками являются образцом для всей пенитенциарной системы. В первый день работы семинара состоялось открытое заседание постоянно действующей комиссии учебно-воспитательного совета Канской ВК, на котором рассматривался вопрос об оставлении 18-летнего осужденного в колонии на правах несовершеннолетнего и обсуждалось ходатайство на условно-досрочное освобождение. Завершился первый день семинара круглым столом с представлением тематической презентации «Технологии психопрофилактической работы с несовершеннолетними». Во второй день семинара педагогическим коллективом школы было представлено практическое занятие с воспитанниками на основе построения индивидуального образовательного маршрута «Формирование универсальных учебных действий методом «погружения». Затем были проведены практические занятия, темой которых являлся не учебный предмет, а определенное универсальное учебное действие. На этих занятиях каждая разновозрастная учебная группа тренировалась в выполнении какого-то определенного учебного действия: сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей, работы с текстом. Регулярное включение в расписание таких погружений акцентирует внимание обучающихся на осваиваемые в процессе погружения умения, обеспечивает постановку собственных целей по их формированию, чему особенно важно научиться воспитанникам. Гости, присутствовавшие на данных занятиях, проявили большую заинтересованность, задавали вопросы, интересовались методикой их подготовки, раздаточным и дидактическим материалом. Председатель правления Красноярского отделения Всероссийской Макаренковской ассоциации В.В.Бибикова провела проблемный семинар «Об инновационных подходах к воспитанию несовершеннолетних преступников в контексте творческого переосмысления педагогического наследия А.С.Макаренко». Большой интерес у всех присутствующих вызвало воспитательно-тематическое мероприятие «Читай книги – будь личностью», которое провели для осужденных Канской ВК студенты Юридического института СФУ, участники проекта «Шаг навстречу». Студенты-волонтеры подготовили мини-спектакль о подростке, запутавшемся в своих проблемах с родителями, друзьями, девушкой и нашедшем выход из сложившейся ситуации с помощью книг. Спектакль сопровождался чтением стихов известных поэтов и классиков русской литературы. В завершении мероприятия осужденные рассказали, с каким книжным героем они себя ассоциируют, рассуждали о пользе чтения, а каждый из студентов представил свою любимую книгу, посоветовал ее прочитать и передал экземпляр в библиотеку Канской ВК. Закончился второй день круглым столом с представлением тематических презентаций, подготовленных участниками семинара: «Расширение сферы воспитательного воздействия общественных организаций и служб в ВК» (Мариинская ВК) и «Применение инновационной технологии «Мозартика» в сопровождении несовершеннолетних осужденных» (Томская ВК). Третий день семинара его участники провели в тесном общении с воспитанниками колонии. Подростки, участники различных творческих объединений, вместе со своими руководителями провели с гостями различные мастер-классы: «Игра на гитаре», «Юный натуралист», «Изонить», «Бумажная пластика», «Мир квиллинга», «Сувенирная мастерская», «Соленое тесто», «Судо- и авиамоделирование», «Дизайн-студия», «Печи и камины». Взрослые люди с большим интересом работали вместе с ребятами. Воспитанники учили «новичков» обращаться с различными инструментами, делились хитростями своего мастерства, показывали материалы, которые необходимы для изготовления поделок. Обстановка была абсолютно непринужденной, и все гости отметили умение воспитанников общаться, грамотно и корректно высказывать свое мнение и впечатления. Подростки осознают, что участвуя в работе творческих объединений декоративно-прикладной направленности, они развивают в себе такие качества личности как усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. И в этом большая заслуга их педагогов. Завершила презентацию творческих объединений постановка театральной студии Канской ВК «Небо». Постановкой «Беспризорник» ребята обозначили проблему «воспитания улицей» и показали значимость семьи для подростков. Закончилась работа межрегионального семинара подведением итогов, на котором все участники, без исключения, отметили его продуктивность и значимость. Отметим, Канская воспитательная колония в качестве площадки для проведения семинара была выбрана неслучайно. В настоящее время – это одно из лучших пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних в России, в котором условия отбывания наказания соответствуют всем установленным требованиям. Основная цель воспитательной системы КВК – создание условий для формирования социально-адаптированной личности с адекватной самооценкой, действующей в рамках закона и общепринятых норм. Для исправления подростков используются все новейшие методики пенитенциарной науки и практики, привлекаются различные общественные организации, расположенные на территории Красноярского края. Большой вклад в реабилитационные процессы в данной колонии вносят преподаватели и студенты Юридического института СФУ. Мероприятие было организовано при финансовой поддержке ЕС и UKAID Впечатления студентов от поездки в Канск
ПУТЕШЕСТВИЕ В КАНСК Самая большая жизненная сила - это безвозмездная помощь!Физическая, моральная, эмоциональная....не важно. Суть в том, что брать всегда легче, чем отдавать.Мы отдаем себя целиком и полностью, до последней эмоции своему делу. 14ое марта 2015 года было еще одной важной датой в календаре ювенальной службы! Мы в очередной раз посетили Канскую воспитательную колонию. Наше путешествие началось еще до того, как тронулся наш университетский – комфортабельный и с замечательными студенческими логотипами и фотографиями на борту -автобус. В течение двух недель мы собирали материал, писали сценарий, искали костюмы, репетировали, рисовали декорации и т.д. В итоге мы приготовили театральную сценку, которая представляла собой экскурс в литературу. Лозунгом нашего социально-правового интенсива стала фраза: «Читай классику - будь личностью!». В субботу в 7 утра мы сели в автобус и вы, наверняка, подумаете, что все уснули, но нет! Мы дружно и весело пели песни, повторяли стихи, еще раз проговаривали - кто что будет делать, инструктировали ребят, которые ехали в первый раз. Спустя 4 часа, мы подъехали к колонии. И когда мы ехали по улицам Канска, стало тихо: все смотрели в окно и каждый из нас думал: «А примут ли нас сегодня так же, как в прошлый раз? Понравится ли им постановка? Как много знакомых лиц мы увидим? И как много незнакомых глаз будут смотреть на нас сегодня? Что нового у них могло произойти за два месяца? О чем мы сможем спросить у них?». Нотка волнения….. И вот мы уже на КПП (контрольно-пропускном пункте). Пока ждем, когда все зайдут на территорию колонии, подписываем книги, которые привезли в подарок, еще раз проверяем - все ли с собой. Как только мы зашли в актовый зал, стрелки часов бешено побежали, начался очень быстрый рабочий процесс: кто-то расставлял декорации, кто-то раскладывал костюмы, все суетились, потому что нам хотелось, чтоб все было идеально. Зашли воспитанники, и некоторые из них начали нам помогать. Все было готово через несколько минут. В зале также присутствовали участники Всероссийской конференции из числа ученых, сотрудников детских колоний Сибири, представителей власти…. Аплодисменты зрителей…. и представление началось. Мы постарались максимально приблизить действие на сцене к каждому из воспитанников. Главный герой, у которого проблемы с друзьями, в личной жизни, с родителями, отчаивается и находит ответ на все свои вопросы в книгах. Со сцены волонтеры читали стихи Есенина, Ахматовой и Асадова: именно эти авторы, на наш взгляд, раскрыли тему любви с разных сторон. Далее шли отрывки из «Чучело» Железникова, «Обломов» Гончарова и последним был стих Марии Куткар «Письмо детям». В зале повисла тишина - у мальчиков застыл ком в горле, а у девочек и участниц конференции начали проступать слезы. Завершилась наша постановка песней: Мангол Шаудан – Москва (стихи Есенина). Наверно, в этот момент начала уходить суета и волнение, и мы вновь посмотрели в эти глаза, которые ждали нас, находили знакомые лица, сталкивались взглядами и улыбались. И эти аплодисменты не сравнятся ни с чем другим: это оценка нашей работы и это отдача, которая очень важна. После каждый из нас подарил в библиотеку колонии книгу, которая его чему-либо научила. Воспитанники же в ответ подарили нам портрет юного юриста, который нарисовали сами. Настало время обеда. Мы зашли на территорию, где расположены корпуса, и ребята пригласили нас в гости, показали - где и как они живут. Идеально чистые комнаты, на некоторых висят таблички «лучшая комната», но с таким порядком эти таблички можно повесить на каждую из них. И пока все ждали обед, мы разговаривали, шутили, узнавали что-то новое о быте ребят. Для нас открылся небольшой занавес их жизни в колонии. Достаточно тяжело стало, когда мы увидели таблички рядом с каждой комнатой с их фотографиями и полной информацией о совершенных ребятами преступлениях. Не будем скрывать: нам были интересны статьи, так как мы не спрашиваем их, за что они оказались «за решеткой». Но в любом случае для нас они в первую очередь люди, которые нуждаются во внимании и воспитании, а не преступники. Потом мы все вместе пошли обедать. После обеда нам удалось поприсутствовать на тренинге по психобоксу. Многие из нас первый раз услышали о такой методике. Воспитанники и волонтеры поучаствовали в спарринге с профессионалом. У нас оставалось совсем немного времени и мы переместились в спортзал. Там мы ребят учили делать трюки на bmxe, проводили игры на внимательность, сплоченность, и просто общались. Ребята начали узнавать, когда мы приедем в следующий раз, рассказали, что они тоже репетируют театральную постановку и им хотелось бы показать ее нам. Время пробежало очень быстро: мы не заметили, как пролетели пять часов и вот нам уже пора уезжать. Воспитанники дарили шоколадки, тетради с личными записями… «Просто оставь себе на память, мне будет приятно». Волонтеры вышли на улицу, ребята уже построились, чтобы идти на полдник и, как всегда, дружно хором они прокричали нам: «Спасибо вам большое!! До свидания!». Не хотелось уезжать, хотелось еще пообщаться, рассказать им что-либо, донести что-то важное. Не передать словами то, что испытываешь, когда работаешь с этими подростками. И оставляя там частичку себя, почву для размышлений, теплые положительные эмоции, книги, и многое-многое другое, выходишь счастливым..... с какой-то легкостью в душе и теплом в сердце. Мы искренне верим, что при нашем участии хоть малая часть мыслей, принципов, взглядов на разные ситуации этих ребят меняется в лучшую сторону, что все это не просто так. Мы строим дом по кирпичикам, аккуратно закладывая фундамент, и в итоге получиться прекрасный замок! Студенты Юридического института СФУ – участники проекта «Шаг навстречу», сотрудники Ювенальной службы Красноярска.
|