banner-150х60_1aa25.jpg

Поступление
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства
Бакалавриат
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии
Стипендии, иные формы материальной поддержки
Стипендиальная комиссия Юридического института
Стоимость обучения
Снижение стоимости
Отделение Сравнительного Правоведения
Конкурс им. Ф. Джессопа
Профессия Юрист
Дневники правовой школы "Профессия "Юрист"
Документы
Магистратура
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Досудебное производство
Публичная власть: правовые основы организации и деятельности
Правосудие по уголовным делам
Корпоративный юрист
Немецкое и российское право
Цифровое право
Антикоррупционная деятельность
Стипендии и премии
Документы
Общие сведения
Расписание
Аспирантура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Выпускники аспирантуры
Стипендии, премии и гранты
Стоимость обучения и способы оплаты
Документы
Специалитет
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Стоимость обучение
Документы
Переход с платного обучения на бесплатное
Дополнительное образование
О центре
Новости
Программы
Диссертационный совет
Диссертанты
Защиты диссертаций
Методические материалы
Методическое обеспечение дисциплин
Электронная библиотека
Правила оформления списка литературы
Юридическая клиника
Новости
Благодарности
О клинике
Отчеты
Документы
Библиотека
Видео ЮК
Графики приема
Маерчака 3, оф. 612
Сурикова 42 (Марковского 35)
Парижской Коммуны, 15
Объявления
Клиника начинает и выигрывает
Уникальные проекты
Студенческая жизнь
Антикоррупционный студенческий клуб
Об АСК СФУ
Положение об антикоррупционном клубе СФУ
Состав АСК
Вступить в АСК СФУ
Структура АСК СФУ
Научное руководство АСК СФУ
Мероприятия
Грантовая деятельность
Победы в конкурсах
Антикоррупционная социальная реклама и пропаганда
Контакты
Профсоюзная организация ЮИ СФУ
Студ. пресс-служба
О нас
Газета "Юристъ"
Центр переводов
Студ. редакция сайта
Международная деятельность и академическая мобильность
Международное сотрудничество
Проекты и программы
Летние правовые школы
Противодействие коррупции
Центр противодействия коррупции СФУ
Антикоррупционный студенческий клуб
Новости и мероприятия
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Часто задаваемые вопросы
Доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация
Центр медиации
О Центре
Медиация
Обучение
Наука
Контакты
Электронная информационно-образовательная среда СФУ (ЭИОС)
Сервис управления аккаутном для доступа к другим сервисам
Мой СФУ
Корпоративная почта для сотрудников
Корпоративная почта для обучающихся
Сервис вебинаров и видеоконференций
Электронные сервисы научной библиотеки
Информационная обучающая система "е-Курсы"
Сервис управления учебным планированием
Документы on-line
Документы для сотрудников
Охрана труда


Научная школа «Естественно-позитивное право, или позитивное право в человеческом измерении»

Основатель: заведующий кафедрой теории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета, профессор, доктор юридических наук, почетный работник высшего профессионального образования  Шафиров Владимир Моисеевич

Автор более 100 научных публикаций, из которых 6 моногафий. Основные научные работы в области общей теории права: «Правовая активность советских граждан. Вопросы теории. (Красноярск, 1982); «Социалистическое право, сознание и поведение личности/ под ред. М.Т. Баймаханова - гл. 5 (Алма-Ата, 1988)»; «Естественно-позитивное право: Введение в теорию (Красноярск,2004)»;Обеспечение права: человекоцентристский подход ( Красноярск, 2005); «Интерпретационные акты: теоретико-прикладное исследование. [в соавторстве с Е.М. Шайхутдиновым]. ((Красноярск, 2007)»; «Поощрительные санкции в праве: реальность и юридические конструкции /под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько - гл. 7. (Саратов, 2008)».

Научные публикации В.М. Шафирова затрагивают обширный круг общетеоретических и прикладных проблем. Однако наиболее значительным является его вклад в исследование правовых проблем личности. Среди них: обоснование правовой активности как самостоятельной разновидности социальной активности личности, раскрытие содержания правовой активности, форм ее проявления, средств обеспечения. По вопросам правовой активности граждан им было написано первое в стране монографическое исследование.

Впервые в отечественной юридической науке в рамках становления школы разработана концепция естественно-позитивного права или позитивного права в человеческом измерении. Человеческое измерение выдвинуто и обосновано в качестве общего системообразующего критерия. Это позволило интегрировать разные традиции, школы правопонимания (и прежде всего естественного права и юридического позитивизма) и предложить на роль первичного элемента структуры права, вместо нормы – права и свободы. Осознание, закрепление и гарантирование прав и свобод (свободы) впервые последовательно (от возникновения права до наших дней) раскрывается как главная миссия, предназначение, преимущество права (перед другими социальными регуляторами) в обществе, государстве.
Также впервые с позиций человекоцентристского подхода были исследованы правовой генезис, соотношение прав и обязанностей, права и государства, права и закона, правового и юридического, обеспеченности и принудительности. На разработанной автором методологической основе раскрыты сущность, содержание и форма естественно-позитивного права, соотношение права и морали.

Основные идеи концепции естественно-позитивного правопонимания:

  1. Необходим многофакторный подход к характеристике права: Определяющее воздействие на право оказывают много факторов: экономика (различные формы собственности, предпринимательство, конкуренция), политика (форма правления, политический режим), культура (духовное и нравственное развитие общества), идеология (господствующие политико-правовые идеи, теории), религия (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и пр.), национальные и исторические традиции (западные, восточные) и т. д. Другое дело, что их комбинация, сила побуждающей энергии каждого фактора могут быть неодинаковы на различных стадиях цивилизации и у разных народов. Самостоятельное место среди факторов занимает само право.
  2. Главное в праве — права и свободы личности. Право без прав личности так же невозможно, как права без и вне права. Сказанное позволяет говорить о праве как свойстве личности; выделять правовую сторону личности, содержание которой составляют права и свободы. Права и свободы возникли и развивались на основе биологической (анатомо-физиологической), психологической и социальной сущности человека
  3. Государство не может стоять над правом, быть выше права, господствовать над ним. Возвышение права, а вместе с ним человека, его прав и свобод трансформируют положение и роль государства в обществе. Его ценность измеряется прежде всего тем, в какой степени оно обеспечивает свободное развитие каждой личности, признает, соблюдает и защищает ее права и свободы. Теоретическим обоснованием новых взаимоотношений права и государства стала концепция правового государства, постепенная реализация идей которой позволила вместе с неразвитостью права преодолевать неразвитость государства.
  4. Право не всегда совпадает с законом, не сводимо к нему. В современных условиях основополагающим критерием, разводящим правовой и неправовой законы, служит положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Данный критерий есть отличительная черта только правового закона. В неправовых законах человек не цель и высшая ценность, а средство, орудие антигуманных экспериментов. Именно признание законом человека, его прав и свобод высшей ценностью является первичным, исходным основанием отнесения рассматриваемого нормативного акта к разряду правовых. Затем следует определить степень меры права в законе (законодательстве).
  5. Обеспечение права — многоаспектная проблема. Право не сводимо к принуждению; оно обеспечивается позитивными юридическими средствами (правовое поощрение, организующая правомерное поведение деятельность органов государства, правовое обучение и воспитание и т. п.) и негативными (государственное принуждение).

Признание:

Вклад В.М. Шафирова  в разработку проблем общей теории права на основе человекоцентричного подхода к правопониманию высоко оценен в изданном в 2009 году в московском издательстве «Норма» словаре «Права человека: энциклопедический словарь» (ответственный редактор - доктор юридических наук, профессор, член-кор. РАН С.С. Алексеев).

В частности, в Словаре специально обращается внимание на то, что методология человекоцентричного подхода к правопониманию «была воспринята С.С. Алексеевым, В.М. Шафировым, другими авторами» (Права человека: энциклопедический словарь / отв. ред. С.С. Алексеев. – М.: Норма, 2009. – С. 26).

Решением Президиума Российской Академией Естествознания от 26.05.2009 г. профессору В.М. Шафирову присвоено Почетное звание «Основатель научной школы».

Успешно защищенные в рамках научной школы диссертации:

- доктора юридических наук:

  • В.М. Шафиров (2006)

- кандидата юридических наук:

  • Е.М. Шайхутдинов (2003)
  • В.Ю. Панченко (2004)
  • А.А. Рудаков (2006)
  • Ю.А. Горбуль (2009)
  • А.А. Петров (2009)

Значимые практико-ориентированные научные разработки и проекты:

Проект «Разработка краевой целевой программы развития правовой культуры населения Красноярского края на 2010-2012 гг.». победитель конкурса социальных и гуманитарных исследований, разработок и инноваций, направленных на повышение качества жизни населения Красноярского края 2009 года (номинация – «Региональное законодательство и правовые вопросы обеспечения реформ в различных отраслях экономики края»), научный руководитель –. В. М. Шафиров.
Разработка и реализация концепции довузовского правового образования. Постановлением администрации Красноярского края от 23. 01. 04.г. концепция рекомендована к внедрению на территории края. При непосредственном его участии (и как автора, и как организатора) в городах и районах края создана и работает система довузовского правового образования. Особое внимание уделяется правовому обучению и воспитанию школьников. Для них созданы правовые классы, ежегодно проводятся краевые олимпиады, конференции, интенсивные школы.

Некоторые значимые публикации:

  1. Шафиров, В. М. Естественно-позитивное право: введение в теорию: монография. - Красноярск: ИЦ КрасГУ. 2004. – 345 с.
  2. Шафиров, В. М. Обеспечение права: человекоцентристский подход. - Красноярск, 2005. – 228 с.
  3. Шафиров В.М. Правовая активность советских граждан. Вопросы теории. – Красноярск: Изд-во КГУ, 1982. – 120 с.
  4. Правоведение: учебник для неюридических вузов / под ред. В.М. Шафирова – М.: Проспект, 2009 (39 п.л.).
  5. Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: Проблемы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук. 12.00.01. – Нижний Новгород, 2005. – 479 с.
  6. Панченко В.Ю. Юридическая помощь личности: Общетеоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук.12.00.01. – Красноярск, 2004. – 215 с.
  7. Рудаков А.А. Права и обязанности как парные юридические категории: Вопросы теории: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.01. – Красноярск, 2006. – 197 с.
  8. Шафиров В.М. Право в человеческом измерении // Правоведение. 2004. - № 3. – С. 198-213.
  9. Петров А.А. Иерархические коллизии в праве. Дис. ... канд. юрид. наук.12.00.01. – Красноярск, 2009. – 216 с.
  10. Контроль и надзор в области образования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации: на опыте Красноярского края / учебное пособие; [колл. авторов]; Служба по контролю в области образования администрации Красноярского края; Сиб. федерльный ун-т; Межрегиональный правовой колледж. /В.М. Шафиров, А.А. Петров – Красноярск: Универс, 2009. - 35,5 п.л..

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных